«Памир не кишит дикими племенами [как об этом пишут в русских газетах], а является летним пастбищем тихого, мирного, кочевого племени под названием кыргыз… Это несомненно самый гостеприимный народ в мире… мы ели баранину дважды в день на протяжении 179 дней».
Чарльз Мюррей, 7-й граф Данмор, The Pamirs, London 1893.
Из новейшей истории кыргызов Большого и Малого Памира
В 1900 г. Джапаркул, сын Худояра Хаджи, был избран мингбоши (здесь: начальник уезда) Мургаба и правил там под присмотром царской администрации. В целом, после раздела Памира во всей Средней Азии наступило относительное спокойствие. Это способствовало притоку капитала и промышленному росту «русского Туркестана» и Бухары. Первая Мировая война резко оборвала развитие региона в 1914 г. А в 1916 г. сначала в Худжанде, а за ним по всей Средней Азии прокатилась волна восстаний против царизма и призыва мусульман на тыловые работы. Восстание было жестоко подавлено и привело к бегству кочевого населения известному как уркун. В 1916 -1917 гг. более 120 000 казахов и кыргызов бежали в китайский Туркестан (ныне провинция Синьцзян) и даже на афганский Памир.
Последовавшие в 1917-м г. революция и гражданская война также оставили свои следы на «Крыше мира». Удержать русскую власть на Памире было делом нелегким, так как в этом горном крае были сторонники и белых, и большевиков, и басмачей Ферганы и Алая, и бухарского эмира. Были также на Памире европейцы – бывшие военнопленные Первой Мировой, размещенные в 1914-1917 гг. в лагерях Ферганы и Худжанда, которых Россия в марте 1918 г. перестала кормить и отпустила на все четыре стороны. Военнопленные – в массе своей мирные и дисциплинированные европейцы (немцы, венгры, западные и южные славяне и др.) – держались нейтрально и мечтали лишь о скором возвращении домой. Путь по железной дороге был опасным из-за гражданской войны и хаоса в России, и потому самые отчаянные из них устремились на родину более длинным и экзотичным путем – через Индию. Они надеялись перейти по «коридору» в Симлу (летнюю столицу Британской Индии), получить там английские паспорта и визы, сесть в Карачи на пароход и отправиться морем в Гамбург или Лондон. С этой целью они записывались в Памирский отряд. Оказавшись на Памире, они невольно вовлекались в гражданскую войну, становясь по разные стороны баррикад. Этим же путем –через Памиры и Афганистан в Индию, к бывшим союзникам-англичанам, стремились воспользоваться и русские – казаки, покинувшие Иран в 1917-м, а также потерпевшие поражение в борьбе с большевиками белогвардейцы Ташкента и Ферганы. Позже, в начале 1920-х гг,, антисоветски настроенные члены правительства первого состава Бухарской Народной советской республики и басмачи (Шермухаммад, или Куршермат и др.) также будут пользоваться «коридором» для скрытого передвижения между Афганистаном, Бухарой, Китаем и Индией.
Камолуддин Абдуллоев
Однако вернемся в 1918 г., когда большевики Ташкента, отрезанные от Москвы, в большинстве своем настроенные шовинистически и не желавшие делить власть с мусульманами, решили вести свою собственную внешнюю политику. В марте они пошли войной против эмира Бухары Алимхана (т. н. «Колесовский поход»), получили отпор, а затем обратили взоры на Памир. Начальник Памирского отряда полковник В. В. Фенин, в ноябре 1918 г. отказался выполнять распоряжения комиссаров, и вместе с женой, сыном, и 32 офицерами и солдатами, прихватив оружие и кассу, бежал через Ишкашим в английские пределы. Тогда комиссары приняли решение сформировать новый отряд, куда попало несколько царских офицеров и австро-венгров. В течение 1918-1919 гг. власть в отряде, а значит на всем Памире, переходила от белых к красным и наоборот. Одно время Памирским отрядом командовал иностранец – хорват Вичич, замечательный врач, лечивший русских, таджиков и кыргызов. В сентябре 1919 г., весь новый состав русских пограничников на Памире, кроме Вичича и большевика П. Воловика, не выдержав тяжелых испытаний и неизвестности, также отправился вслед за отрядом Фенина за кордон. Наведывались в Мургаб и басмачи Джаныбека (Жаныбек казы Сагынбаев) – кыргыза из Ферганы. Джаныбек контролировал район кыргызско-китайской границы от Узгена до Кашгара и был вовлечен в незаконный трафик людей и товаров. В апреле 1920 г. басмачи захватили пост в Мургабе и расстреляли русских офицеров и солдат. Узнав об этом, начальник отряда в Хороге – белый офицер Ф. Тимофеев сбежал через Ишкашим и Вахан в Индию. Подальше от басмачей, большевиков, болезней, высокогорья – в Европу.
Все это время кыргызы Памира предпочитали не вступать в конфликт и прятаться высоко в горах. Один из членов делегации правительства советского Туркестана, побывавший в Аличуре (Восточный Памир) в сентябре 1921 г., отмечал: «Кыргызы, имеющие средства передвижения, переправились в афганский Вахан. Оставшиеся ждут, когда пригонят обратно верблюдов и яков, чтобы отправиться вслед за ушедшими первыми». Причины кыргызской миграции были такими же, как у других беженцев того времени – беззаконие, вакуум власти, боязнь репрессий, нежелание находиться в зоне боевых действий и др.
Кыргызы Вахана. 2017 год
До 1934 г. Советы закрывали глаза на переходы, разрешали афганским кыргызам за небольшую плату пользоваться пастбищами Восточного Памира. Однако, в середине 1930-х гг. ситуация на Памире и во всем СССР изменилась. Режим ужесточился, репрессии усилились, и границу обнесли колючей проволокой. Автору этих срок приходилось во второй половине 1950-х гг. не раз бывать в Мургабе, центре Восточного Памира. Его поразили огромные мотки колючей проволоки, сваленные на окраине поселка. Видимо за 20 лет она проржавела, и власти заменили ее на новую. Закрытие советско-афганской границы привело не просто к разрыву прежних социально-экономических и культурных связей родственных народов афганского и советского Памира. Оно повлекло потерю лучших пастбищ, которые остались в таджикском Мургабе. Афганские кыргызы не могли более увеличивать поголовье своего скота. По мнению американского антрополога Назифа Шахрани (этнического узбека из афганского Бадахшана), изучавшего кыргызов и ваханцев «коридора» в 1970-1980- х гг., памирцы считали, что русские хотят их запугать и отнять земли принадлежащие кыргызам по праву.
Рахманкул – страж Памира
Судя по всему, Джапаркул и Рахманкул были антисоветчиками и симпатантами басмачей, называя последних «муджахидами». На формирование их мировоззрения большое влияние оказало восстание 1916 г., страдания и гибель тысяч казахов и кыргызов, вынужденных бежать в Китай от преследования царский власти. Позже Рахманкул признавал, что с переходом власти от царизма к Советам, колониальная сущность власти не изменилась. Несогласие кыргызов, впрочем не привело к активному политическому действию. Как племенной лидер, Рахманкул и его отец Джапаркул заботились в первую очередь о благополучии и целостности своих родов, не помышляя о свержении Советской власти как, к примеру, их соплеменники из Алая и Ферганы.
В период с 1930 по 1946 гг. оперативные отряды ОГПУ провели несколько рейдов против кыргызов, незаконно вторгаясь при этом на афганскую территорию. Кочевники сопротивлялись, сообщали о вторжениях властям, однако Кабул не предлагал никакой защиты. Особый антагонизм отношениям Советской власти и памирских кыргызов придавала политика насильственного перевода кочевников на оседлый образ жизни, проводившаяся в Киргизии и Таджикистане. В 1935 г. когда Джапаркул со своим братом и сыном хотел вернуть свои конфискованные пограничниками стада, они были арестованы и подвергнуты пыткам и издевательствам. Тогда Рахманкул провел полгода в заключении. В ходе этих операций погибли десятки кыргызов как советского, так и афганского Памиров.
Рахманкул Хан
После смерти Джапаркула в 1943 г. ханом памирских кыргызов стал его сын Рахманкул. Во время Великой Отечественной войны рахманкуловцы продолжали просачиваться в Советский Таджикистан. В 1941-1945 гг. советское командование не церемонилось с афганскими кыргызами, незаконно переходившими на территорию советского Таджикистана, так как ему было необходимо противостоять возможному враждебному проникновению в СССР иностранной агентуры, и пресекать попытки возрождения басмачества в регионе. К счастью, речь шла об эпизодических инцидентах на границе и Таджикистан оставался надежным тылом в годы войны, что помогло в достижении победы над фашизмом.
После войны напряженные отношения с советскими пограничниками не прекратились. Это вынудило Рахманкула покинуть Малый Памир. В 1948 г. он вместе с 2000 своих соплеменников оправляется на восток – в китайский Ташкурган-Сарыкол. По его словам, у него на китайской стороне были владения оставшиеся от отца, включая дома и участки земли. Но и тут ему не повезло. В 1949 г. в западный Китай вступила Народно-освободительная армия Китая Мао Цзедуна. Весь Синьцзянь пришел в движение. Западные миссии, русские белогвардейцы, мусульмане – все стремились покинуть регион. Тогда Рахманкул решает, предварительно вырезав стоявший на его пути китайский пограничный пост из 8 человек и овладев его оружием, перебраться обратно на Малый Памир. Вполне возможно, к этому преступлению приложили руку бывшие басмачи- Джаныбека, засевшие в Синьцзяне после поражения нанесенного им Советами в середине 1920-х. Китайцы ответили установлением колючей проволоки и закрытием древней караванной торговли из Сарыкола в Ваханский коридор. Для кыргызов Вахана и Памира начались долгие годы изоляции.
Несмотря на плохую репутацию среди пограничников и властей СССР, Китая и Пакистана, Рахманкул вызывал симпатию у тех, кто посещал Малый Памир. Он говорил кроме родного кыргызского, на дари-таджикском, пушту, урду и даже немного на английском. Сам учил детей грамоте и исламу. В Афганистане Рахманкулу удается приспособиться к жизни условиях закрытой границы и даже добиться некоторого экономического процветания для своих соплеменников. Умудряясь совершать от двух до трех откочевок в год на небольших пространствах Малого и Большого Памиров, афганские кыргызы стали постепенно сочетать традиционное кочевое скотоводство с торговлей и другими видами хозяйственной деятельности. Рахманкул по сути создал «колхоз», где был раисом. Он сам перегонял свои, и своих людей стада до Кабула, продавал его, закупал, привозил и раздавал, соплеменникам необходимые товары. При этом собственноручно составлял документацию и вел бухгалтерию. Кыргызы Рахманкула влились в административный округ Вахан провинции Бадахшан, а сам он стал одним из влиятельных региональных лидеров страны. Среди афганских таджиков, пуштунов и узбеков кыргызы пользовались репутацией стойких мусульман, защитников веры от коммунистов. Путники, которые оказывались на Малом Памире, восхищались гостеприимством, щедростью, стойкостью духа и храбростью тамошних кыргызов. Муллы из Бадахшана периодически поднимались на Памир и учили кыргызов основам ислама на персидском языке. Из-за отдаленности, сурового климата, отсутствия инфраструктуры, афганские власти не могли установить на Афганском Памире органы своей власти и разместить воинские гарнизоны для охраны границы. Тогда Кабул решил просто перепоручить Рахманкулу функции центрального правительства, в том числе по охране границ. Именно тогда Рахманкул был удостоин звания «Посбони Помир» («Страж Памира»). Король Мухаммад Захир Шах (правил в 1933-1973 гг.) освободил памирских кыргызов от воинской повинности взамен их обещаниям охранять границу. В 1965 г. Захир Шах наградил Рахманкула золотой медалью. Хан кыргызов также являлся членом Лоя Джирги (подобие парламента) Афганистана. Он каждый год спускался в Кабул и решал все проблемы лично с шахом. Встречался также с официальными лицами и западными дипломатами. Афганистан начала второй половины прошлого века переживал свои лучшие годы, перед тем как быть ввергнутым в хаос и пучину насилия. В западной прессе 1950-1960-х гг. появлялись публикации с цветными фото о загадочном регионе и замечательном народе его населяющим. Богатые охотники наведывались на Памир в поисках острых ощущений и охотясь на диких баранов Марко Поло. Рахманкул обязал своих соплеменников считать их гостями и непременно направлять к хану. Под видом охотников появлялись и разведчики с советской территории, вооруженные автоматами Калашникова. Уверяя кыргызов, что они являются друзьями афганского правительства, русские расспрашивали кыргызов об их стоянках, дорогах, взаимоотношениях с соседями и афганской властью и пр., не расставаясь с компасами и картами и особо не интересуясь охотой.
Мир и процветание завершились в апреле 1978 г., когда марксистский переворот в Кабуле сверг республиканское правительство Мохаммада Давуда – патрона «Стража Памира». Опасаясь возобновления репрессий, в конце июля 1978 г. 1300 кыргызов Малого Памира во главе с Рахманкулом бежали через Гиндукуш в Пакистан. Некоторые источники утверждают, что бежать его надоумили родственники басмача Джаныбека, нашедшие приют в Индии после поражения мусульманского восстания в Кашгаре в 1934 г. (Сам Джаныбек умер в 1939 г. в Ишкумане, провинция Читрал, Пакистан). Почти 500 кыргызов Большого Памира не послушались хана и отказались от откочевки. В течение лета 1979 г. более 100 беженцев, бежавших в Пакистан, скончались, в основном от болезней, вызванных непривычной для горцев жарой, холерой и антисанитарией. Оккупированная пакистанцами индийская территория Кашмира, стала для кыргызов настоящим адом. Привыкшие к чистой воде и горному воздуху кыргызы селились в пыльных палаточных городках для афганских беженцев, на окраинах пакистанских населенных пунктов. Власти Исламабада относились к памирским кыргызам с большим подозрением и затрудняли их передвижение. Высокая смертность в сочетании с недовольством авторитарным стилем руководства Рахманкул Хана наряду с гарантией безопасного прохода полученной от советского командования в Хороге, побудили 30 семей (около 150 человек) во главе с Абдуррашидханом отколоться от Рахманкула и вернуться на Малый Памир в октябре 1979 г. Там они получили значительную помощь от СССР. Вскоре, в самом конце 1979 г. в Афганистан вторгается Советская Армия, воспоминания об атаках которой еще не стерлись из памяти кыргызских стариков.
Пакистан. Кыргызские женщины, бежавшие из Афганистана
Тем временем, жизнь в Пакистане стала совсем невыносимой для беглых кыргызов. В апреле 1980 г. Рахманкул от имени своих людей просит убежища у правительства США. Были предположения, что кыргызов могут поселить на … Аляске. Однако правительство США оставило эту просьбу без ответа. Тогда, по совету Шахрани, Рахманкул просит убежища у правительства Турции. В марте 1982 г. после тяжелых четырех лет пакистанского изгнания, состоялась самая необычная откочевка в жизни кыргызов. На нескольких «Боингах» Турция переправляет 1130 кыргызов Рахманкул Хана из Пакистана в Восточную Анатолию. В Турции, в селении Каракундуз (Улу Памир) провинции Ван, они жили (и живут по сей день) по соседству с нетюркским – курдским – меньшинством, что создавало известные проблемы.
Последний хан Центральной Азии Хаджи Рахманкул Кутлу скончался в Турции 7 августа 1990 г. в возрасте 77 лет. Он был официально заменен Джума Таджом, членом бедной кыргызской семьи, который выиграл «выборы» у Мохаммада Арефа, пятого сына Хаджи Рахмана Кула в 1998 г. Кыргызское ханство прекратило свою историю. Дети и внуки Рахманкула постепенно теряют язык и интегрируются в хоть и дружественную, но чужую среду.
Оставаться на Памире или покинуть его навсегда?
С 2007 г. правительство Кыргызстана пытается переселить к себе афганских кыргызов в рамках программы репатриации кайрылман (возвращенец). Первая группа афганских кыргызов прибыла в Кыргызстан в октябре 2017 г. Однако, в отличие от Турции, радушно принявшей тюркских братьев, и снабдившей их удобным жильем, скотом, деньгами, нестабильный и небогатый Кыргызстан не стал желанным домом для памирцев. В течение следующих нескольких лет некоторые из них вернулись в Афганистан, сославшись на отсутствие работы, земли и постоянного жилья. Некоторые затем обратно вернулись в Кыргызстан. Сегодня там проживает более 100 афганских кыргызов, которые не прерывают связи с родиной. Им приходится сталкиваться с проблемами адаптации, к политической нестабильности, настороженным отношениеим местного населения и пр. Похоже, памирцам больше нравится кочевать между Киргизией и афганским Памиром.
Накануне и сразу после вывода американских войск летом 2021 г., и прихода к власти талибов, тысячи афганцев в панике стали покидать страну. В их числе, в середине июля, около 345 кыргызов бежали в Таджикистан. Хотя, некоторые наблюдатели полагают, что непосредственной причиной откочевки была жестокая зима и бескормица 2020-2021 гг, во время которых кыргызы лишились почти половины своих стадов и им угрожал реальный голод. Примерно через неделю после перехода границы, агентство «Ховар» со ссылкой на Государственный комитет национальной безопасности Таджикистана сообщило, что кыргызские беженцы отправлены обратно в Афганистан. По данным Комитета, их личная безопасность была гарантирована афганским правительством.
Геополитика
Разговоры о важном геостратегическом значении «коридора» ведутся давно, однако он так и не стал ни полем боя, ни местом размещения военных баз и лагерей террористов, ни каналом переправки наркотиков и контрабанды. Хотя попытки использования Памиров как высочайшей в мире военной базы, нацеленной на Китай, Индию, Пакистан и Афганистан были. Летом 1981 г. на Малом Памире был размещен советский гарнизон, насчитывавший около 100 военнослужащих, и даже начались работы по размещению ракетных установок и строительству аэродрома. Опять завезли колючую проволоку, которая продолжает ржаветь на Малом Памире после того как советские войска были выведены в 1989 г. Во время первого правления талибов (1996-2001) Вахан находился под контролем Северного Альянса Ахмадшаха Масуда.
Затем, после трагедии 11 сентября и начала операции Западной коалиции против талибов, в октябре 2001 г. пришло НАТО, построило военный лагерь в центре Вахана и спустя несколько лет начало строительство автодороги вдоль коридора до границы с Китаем. Тем временем, в 2005 г. после 130-летнего господства, русские вывели свои войска из Памира. Напряжение, оставленное «холодной войной» было снято, но проблемы остались. В 2009 г. афганцы и американцы неоднократно просили китайцев открыть границу, чтобы сообща достроить шоссе, но Пекин ответил отказом. Напомним, что тогда США, Россия и Таджикистан были союзниками в объявленной США «войне с террором» (талибами). Если бы союзники тогда договорились с Китаем и построили эту дорогу, то в жизни памирцев произошли бы огромные перемены. Пришло бы электричество, мотели для туристов, нашлась бы работа для кыргызов и таджиков, а на полках магазинов Душанбе и Кабула появился бы экогологически чистейший курут из молока яков. Но, увы! Китай лишь построил со своей стороны 10 км дорогу к Вахджиру, установил там терминал, провел связь, интернет и остановился, ожидая подходящего момента чтобы сделать шаг и оказаться в Вахане и подключить Афганистан к Китайско-Пакистанскому экономическому коридору в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Пока, Китай и другие потенциальные инвесторы считают что политические риски вложений в Исламский Эмират Афганистан вообще, и в Вахан в частности, все еще высоки. В 2018 г. с целью укрепления безопасности Китай помогал Афганистану создать горную бригаду в Вахане для борьбы с терроризмом. Китай опасается что проходом на Памире могут воспользоваться вооруженные отряды уйгурских сепаратистов.
Когда талибы пришли к власти в августе 2021 г., западные и афганские военные всё бросили, включая недостроенную дорогу, и покинули Вахан. На деле, строительство дороги сквозь «коридор» обойдется в десятки миллиардов долларов, поскольку кроме полотна нужно будет позаботиться о безопасности, оборудовании, логистике и еще много о чем. Реализовать такой проект может лишь Китай.
Афганистан сегодня свободен от присутствия иностранных войск, но управляем режимом, который не может справиться с террористической организацией Исламское государство в Хорасане и терпит присутствие Аль-Каиды и других международных террористических групп на своей территории. Премущественно таджикский Фронт национального сопротивления, который традиционно считал Вахан своим, продолжает едва заметное вооруженное сопротивление талибам. Патрули талибов время от времени наблюдают за границей на Памирах. Разговоры о строительстве дороги на «Крыше мира» заглохли и «коридор» остается таким, каким он был сорок и более лет назад.
Заключение
Кыргызы Памира – это мирный мусульманский народ, живущий по своим традициям. В настоящее время их примерно 1500 – кыргызов Абдурашида продолжающих проживать в Афганистане. Главой их считается Равшан, один из сыновей Абдурашида, скончавшегося в 2020 г., но той власти, которой владел Рахманкул, он не имеет. Пока нет оснований подозревать, что афганские кыргызы подвергаются риску со стороны талибов или еще какой-либо другой группы в Афганистане. Представители памирских кыргызов дважды встречались с талибами, и те обещали им безопасность и даже поддержку в будущем. По мнению немецкого антрополога Тобиаса Маршалла, который проводил исследования среди кыргызов Памира в 2015-2019 гг., афганские кыргызы делают выбор в пользу миграции между Восточным Памиром, Киргизией и Афганистаном, и не хотят навсегда расставаться со своей настоящей родиной, где несмотря на трудности, им жилось и живется свободно. Они желают контактовать с окружающими, но сохранять автономию.
Есть ли шанс сохранить в 21 веке кочевое отгонное животноводство на запредельных высотах? Многие ученые утверждают, что переходу кочевников на оседлый образ жизни нет альтернативы, и что рано или поздно кыргызы покинут «Крышу мира» как беженцы или мигранты и заживут «как все». Однако почти полторы тысячи афганских кыргызов продолжают выживать в зажатом горами и границами заоблачном «коридоре». И никуда не собираются уезжать, находя новые стратегии выживания и приспосабливаясь к меняющимся вокруг них обстоятельствам. Они с достоинством принимают оказываемую им изредка гуманитарную помощь. Этот народ заслуживает уважения мирового сообщества, включая их ближайших соседей-таджиков, за трудолюбие, веру в Бога, стойкость, гостеприимство, верность традициям и гордость, которая не позволяет им просить помощи как бы трудно не приходилось.