Камолуддин Абдуллоев: таджики – исламизированные согдийцы?

«Пчелы культуры»
Согдийцы – по сравнению с китайцами и тюрками – небольшой народ, который добился успехов не силой своих армий и агрессией, а умом, мобильностью, любознательностью, гибкостью, навыком общаться с другими народами на их языке.

В сфере культуры согдийцы уделяли особенное внимания социальным занятиям: охоте, банкетам с музыкой и танцами, театру, спорту. Их дома порой напоминали картинные галереи. Согдийские иммигранты в Китае реформировали индустрию развлечений и, говорят, ознакомили китайцев со стриптизом. Они пристрастили китайцев к вину. Китайское слово обозначающее “виноград” и «вино» -“путао” (pútáojiǔ) заимствовано из согдийского языка. Импортные кони из Давана (Ферганы) были для китайцев чем-то вроде крутых иномарок сегодня. Энергичный танец «согдийский вихрь» был хитом, исполнявшимся и в харчевнях, и в императорском дворе.

Согдийцы создали изысканную и характерную только им урбанистическую культуру доисламской Средней Азии, которая имела древние арийские и греческие корни.
Замечателен согдийский след и в топонимике. Абсолютное большинство географических названий Средней Азии периода древности и средневековья – согдийские. Первое место в этом списке занимает «канд» (город). По мнению П. Лурье, слово (суффикс) «канд» (от «кандан», то есть «рыть», «строить») – своеобразный маркер согдийской топонимии.

Согдийские колонисты принесли более совершенные навыки ведения сельского хозяйств в среду кочевников Семиречья изменив тем самым хозяйственную жизнь, диету и экологию этого региона. Они были основными распространителями индийского буддизма в Китае во 2-м и 3-м вв. н. э. А спустя четыре века согдийцы принесли западные религии: манихейство и несторианское христианство в Китай и тюркам Евразии. Достижений так много, что у ученых распространилось мнение, что согдийская цивилизация известна больше поглощением и передачей зарубежных достижений, чем своими собственными открытиями. Они прозвали согдийцев «пчелами культуры».

Удивительно, богатейшая согдийская цивилизация которая процветала в Средней Азии почти два тысячелетия, так и не создала собственной государственности, которая бы соперничала с современными ей Византиней, Сасанидами, Кушанами и Китаем. То что мы называем Согдом – это несколько самостоятельных небольших владений, городов-оазисов. Все успехи и достижения в культуре и экономике согдийцев были достигнуты без опоры на власть и военную силу. У них их просто не было! Когда на их землю напали сначала гунны (4 в.) а затем тюрки (6 в.), у согдийцев не было сил противостоять их натиску. Однако у них хватило ума обернуть агрессию врага на пользу, обратить ее в сотрудничество, в сближение оседлых народов и кочевников, чтобы взять на себя роль главного посредника в той части Евразии, где степь граничит с оазисами. Они начали богатеть и преуспевать во всех сферах (кроме военной), прежде всего в торговле, искусстве, науке, дипломатии и языкознании. В Китае они даже были инициаторами «согдийского движения, поддержанного согдийскими купцами и направленным на захват императорского трона».

Богатые и благородные согдийцы не имели собственной централизованной власти – общего царя. То, что Деваштич объявил себя «царем Согда» было запоздалой попыткой объединить согдийцев перед лицом врага. Согдийцы проиграли как государственники и потому что у них не было объединяющей «государственной религии». Они были космополитичным, открытым для всех культур и религий народом. Согдийцы создали изысканную и характерную только им урбанистическую культуру доисламской Средней Азии, которая имела древние арийские и греческие корни. Их главная заслуга в том, что они видели свою миссию в осознании единства мира и сближении народов.

Исламизация Согда: «за» и «против»
Приход ислама имел противоречивые последствия. Мусульманское правление положило конец использованию согдийского языка. К счастью, этот язык в видоизмененной форме до сих пор находится в употреблении у малочисленной народности «ягноби» в Согдийской области Таджикистана. При этом, многие согдийские слова оказались сохраненными в персо-таджикском языке. Самое распространенное слово в таджикском – «нағз» (хорошо), досталось нам от предков-согдийцев. Большинству персоячычных Ирана и Афганистана оно неизвестно.

Переход на новоперсидский (современный таджикский) не был следствием массовой миграции персов или геноцида местного населения, считает Лурье. Скорее, это был процесс постепенной ассимиляции местных иранских языков их более могущественным сородичем, считает он. Несомненным положительным следствием прихода ислама и перехода согдийцев на персидский стало то, что оно воссоединило согдийцев и персов Ирана в одном государстве – сначала в Аббасидском халифате, затем в Саманидской империи.

С приходом ислама в Междуречьи Средней Азии (Самарканд-Бухара) возник крупный, самостоятельный центр власти. Причем инициаторами его появления выступили согдийцы. Этьенн де ля Вассьер предполагает, что богатые согдийские купцы способствовали развороту Согда к Персии и Ираку. Они поддержали исламско-арабское завоевание Центральной Азии по экономическим причинам. Завоевание Согдианы связало согдийских «олигархов» с западными провинциями в своеобразный таможенный союз, убравший жесткие таможенные барьеры и способствовавший торговле с Багдадом, а значит еще большему обогащению согдийских купцов. Более того, Этьенн де ля Вассьер считает, что согдийцы фактически финансировали мусульманские походы в Мавераннахр, и приводит свидетельство того, что арабские солдаты заключались в тюрьму за отказ вернуть долги согдийскому ростовщику.

Почему в Средней Азии сегодня нет последователей зороастризма, как в Иране? Может из-за жестокости арабов?
Стоит ли современным таджикам сокрушаться по поводу прихода ислама и исчезновения зороастризма в Согде?Почему в Средней Азии сегодня нет последователей зороастризма, как в Иране? Может из-за жестокости арабов? Однако, арабы пощадили зороастрийцев в Иране, как кстати, христиан-коптов в Египте! Их общины функционируют до сих пор. Причина кроется в особенности зороастризма согдийцев. В Согде не было условий для созревания этой религии до уровня государственной, как в Парсе.

Как указывает таджикский историк М. Мамадназаров, «главной религией согдийцев, безусловно, оставался зороастризм, правда, не в канонической сасанидской форме, а в согдийско-бактрийской его разновидности, возможно имеющей более древние арийские корни, на которые позже наложились индийские, ближневосточные и эллинистические культы». Именно из-за отличия согдийской религии от канонического и догматизированного зороастризма Сасанидского Ирана, арабы преследовали его как язычество. В Согде не было священников-зороастрийцев как класса. Жрецов, иерархов, которые могли бы отстоять свои права и привилегии. Выторговать их у арабов.

В середине 8 в. изменились геополитика, экономика и культурный горизонт древнего Согда. Новая религия отвернула согдийцев от политеистических Индии, Китая и Монголии и развернула их на запад, к более близкой им Персии и Среднему Востоку – трансконтинентальному региону с центром в Западной Азии и Египте. Согдийцы стали народом авраамической религии (dīn Ibrāhīm) наряду с христианами и иудеями. И, наконец, самое главное. Ислам дал мощный толчок этногенезу таджиков и персов. На рубеже 8 и 9 вв. появился народ, объединенный в одно государство, проповедующий единую религию, говорящий на общем – новоперсидском (порси, дари, таджикском) языке, и создавший на этом языке научные и литературные шедевры.

Таджики – исламизированные согдийцы?
Ричард Фольц отвечает на этот вопрос положительно. Он считает образование таджикского народа«исламизированным возрождением согдийцев» (Islamicized rebirth of the Sogdians).

С его мненим согласен канадский тюрколог Чжу-Юп Ли (Joo-Yup Lee), который считает, что согдийцы не исчезли после арабского завоевания, а сохранились под новыми экзонимами «сарт» и «таджик».

«Золотой век» таджикско-персидской истории закончился в 16 в., когда в Среднюю Азию вторглись узбеки Дашти Кипчака, а тюрки-Сафавиды объявили шиитский ислам государственной религией Ирана

Арабское завоевание на целых 800 лет объединило восточных и западных иранцев (таджиков и персов) в одно культурное пространство, которое дало миру таких гениев как Хайам, Саади, Фирдоуси, Хафиз, Джами и др. «Золотой век» таджикско-персидской истории закончился в 16 в., когда в Среднюю Азию вторглись узбеки Дашти Кипчака, а тюрки-Сафавиды объявили шиитский ислам государственной религией Ирана. Это нанесло сильнейший удар по иранскому миру. Восточный и Западный Иран опять разошлись. Иран со столицей в Исфахане стал восприниматься Ираном со столицей в Самарканде как антипод и оппонент, и потому никаких культурных связей с ним не поддерживалось. Соотвественно, забвение идей «Иранзамина» Сасанидского и Самандского Ирана способствовало укреплению власти тюркских династий в Моверанахре.

О согдийской гордости: вместо заключения
Рассмотрение согдийской истории позволяет задаться еще одним вопросом: какой из двух «Иранов» считать «центральным» и какой «периферийным», Западный или Восточный? Может следует называть согдийцев согдийцами, а не иранцами? Вспомним, что Деваштич называл себя не иранским царем, а «правителем Самарканда, государем Согда». Это говорит о том, что это Согд имел политические, культурное и географическое значение, отличное от того, что мы привыкли считать «Ираном».

В пользу приоритетности Согда-Восточного Ирана говорит то, что для китайцев, корейцев, тибетцев и тюрков древности «Иран» в лице согдийских колонистов начинался на Иссык Куле, Кашгаре, Монголии и Ганьсу, а отнюдь не на далеком для них Иранском плато (Хорасане). И, наконец уместно спросить: как развивалось формирование современного персидского: от иранцев к согдийцам, или наоборот от Согда к Ирану? Ведь таджикско-персидская литература зародилась в 10 в. в Согде (Бухаре и Самарканде), а не в Персии! Вопрос открыт для обсуждения.

Говоря о заслугах согдийцев нелишне вспомнить, что они послужили распространению ислама на континенте. С приходом ислама именно в исключительной торговой зоне согдийских купцов, в степях к северу от Сырдарьи, произошли первые обращения тюрков в новую религию, что привело к принятию ислама первыми мусульманскими тюркскими империями Сельджукидов и Караханидов (10-11 вв.). Согдийцы играли решающую роль в Персидском Ренессансе, который после двух веков арабского доминирования успешно соединил древнюю иранскую культуру с исламом, путем возрождения древних образов и древней символики в официальном искусстве Саманидов и последующих династий.

Согдийская культура до прихода ислама была открыта как индийскому и китайскому, так и иранскому влияниям. Именно это обстоятельство было решающим в воспитании величайших ученых мусульманского мира с 9 по 11 вв. Упомянем лишь несколько имен: аль-Бируни, аль-Фараби, Авиценна и аль-Хорезми. И конечно уроженец Пенджикента, «Адам поэтов Востока» Абуабдулло Рудаки. Все они были или выходцами из Согда, или получили образование в Согдиане.

Как пишет российский историк Юрий Карев, согдийское происхождение было для пленников в Багдаде, как и многих других арабоязычных иранцев предметом гордости. По замечанию русского арабиста Эбермана В. А., «в период переосмысления иранцами своего культурного наследия в арабском халифате каждый перс пытался возводить свой род к мерзбанам (министрам- К.А.) и царям».

Абу Йаякуб ал-Хурайми ас-Сугди, арабоязычный поэт иранского (согдийского) происхождения, живший в столице Аббасидского государства – Багдаде в 9 в. писал:

«Они (согдийцы)! Знайте, это мой корень, из которого я вырос! Ведь у каждой ветки есть корень на земле».