Камолуддин Абдуллоев, историк
«Мы будем работать плечом к плечу, чтобы сделать предстоящий период эпохой тюрков, распространяя наше видение „Века Турции“ на Организацию тюркских государств»,
Реджеп Тайип Эрдоган, Президент Турции
Самый лучший не-турок стоит много ниже самого молодого и неопытного из турков.
Энвер Паша, турецкий генерал, командующий повстанцев (басмачей) Восточной Бухары в 1921-22 гг.
В начале октября 2024 г. турецкий государственный телерадиоканал TRT Haber сообщил, что решением Министерства национального образования Турции, впредь в учебных программах термин «Центральная Азия» будет заменен на «Туркестан». Власти Турции считают, что прежний термин является евроцентричным и не отражает исторические и культурные особенности региона. По их мнению, переименование призвано восстановить историческую справедливость и способствовать укреплению тюркского мира.
Как воспринимать это решение Турции? Следует ли «бить в набат» и выражать возмущение попыткой возрождения в регионе пантюркизма? Это очень болезненная тема для таджиков, они видят в ней попытку «вытеснения и ассимиляции». В Таджикистане сопротивление явному и мнимому (пан) тюркизму стало чуть ли не национальной идеей.
На образование три года назад Организации Тюркских государств (ОТГ) мы уже реагировали, но последние события заставляют нас вернуться к обсуждению этой болезненной для таджиков темы. Следует напомнить читателям, что в ОТГ представлены, кроме Турции и Азербайджана, три теперь уже «тюркских» (ранее они назывались «тюркоязычными») государства Центральной Азии, плюс Туркменистан – в качестве наблюдателя. Вернее, в 2021 г. основанный в 2009 г. Тюркский совет был переименован в ОТГ. До Тюркского Совета с 1992 г. действовали т. н. саммиты тюркоговорящих государств. Тюркоговорящие государства провели с 1992-2010 гг. десять саммитов, на которых делались попытки институционализации организации, которые срывались из-за позиции к Турции тогдашнего президента Узбекистана Ислама Каримова и нежелания Туркмении расставаться с нейтральным статусом. В 2018 г. Венгрия получила статус наблюдателя при ОТГ. В 2019 г. он пополнился новым членом -Узбекистаном. Это произошло потому, что с приходом к власти Ш. Мирзияева в отношениях Анкары и Ташкента наступило потепление.
Решение Турции считать Среднюю Азию Туркестаном это ее личное дело. Но самую первую реакцию историка из Таджикистана на это решение хотелось хотелось бы изложить вкратце в этом тексте.
Может, Иронзамин?
Камолуддин Абдуллоев
Назвать регион среднеазиатского междуречья «Туркестаном», это все равно если бы Иран сегодня объявил междуречье Средней Азии плюс Афганистан, Иронзамином. Во всяком случае у него есть не меньше причин считать Среднюю Азию Ираном (Хорасаном, Великим Ираном, Ираншахром), чем у Турции тот же регион – Туркестаном. Хотя бы потому, что Иран имеет общую границу с регионом, о котором идет речь. Вплоть до 18 века Хорасан и Мавераннахр были одним регионом – Ираном западным и Ираном восточным – с общей историей и культурными центрами от Исфахана до Герата, Самарканда, Бухары и Дели, вплоть до Китая. В Иронзамин (Большой Иран) входили также некоторые районы Кавказа. Для китайцев средневековья Иран – и вообще Запад в широком смысле – начинался даже не Фергане, а в Таримском бассейне (Кашгар) и в согдийских колониях Ганьсу. Напомним также что таджики, по мнению большинства ученых это исламизиованные согдийцы, иранцы востока. К моменту появления в регионе тюрков в VI веке н. э., согдийцы имели за своими плечами полуторатысячелетнюю историю. Их тесное и взаимовыгодное сотрудничество с тюрками длилось всего лишь два века и было прервано приходом ислама в VIII веке.
Если говорить с позиций лингвистики, то границы Большого Ирана гораздо шире его географических пределов. В современном востоковедении принят термин «персофония», который обозначает область господства персидского языка, ставшего lingua franca для обширного региона от Турции до Китая и от Кавказа до Индии. Чемпион языков Иронзамина – порси (фарси) был первым, после арабского, язык в исламе и преподавался во всех медресе, включая турецкие. Да и сама Турция до сих пор испытывает сильное влияние иранской культуры. Поэт XIII века Джалолиддин Мухаммад Руми, которого турки почитают за «основоположника анатолийской турецкой классической литературы», был родом из современного Таджикистана. Его гений не признает национальных границ. Персы, таджики, турки, греки, пуштуны, турки, азербайджанцы и др. высоко ценили его духовное наследие. Таджик Руми — духовный предок Мавлавия – самого влиятельного в Османской Турции и существующего и в наше время тариката «крутящихся дервишей».
Тюркское военно-политическое доминирование и триумф иранской культуры
Это верно, что с падением Саманидов в 999 г. таджики потеряли власть, и с начала XI века началась стремительная тюркизация Средней Азии. Середина X века ознаменовалась вхождением тюрков в мир ислама, которое продолжалось почти три века. Как писал выдающийся австрийский иранист Берт Фрагнер, «ислам заговорил с тюрками на уже знакомом им персидском языке. Благодаря персидскому языку многим тюркам ислам не казался абсолютно чужим».
Хоть тюрки и покорили большую часть Мовароуннахра, они не предпринимали попыток создать «Туркестан» со своей государственной системой, в которой тюркским народам отдавалось бы предпочтение в ущерб ираноязычным согдийцам (с принятием ислама в VIII в. – таджикам). Американский иранист Ричард Фольц в главе «Тюрки: строители империй и защитники персидской культуры (1027-1722)» книги «Иран в мировой истории», говоря об отношениях кочевых и оседлых народов Большого Ирана отмечает, что «как только номады принимали решение осесть в городах и оазисах, которые они завоевывали, им приходилось решать проблему взаимоотношений с местным населением. Оседлые жители считали их варварами и нецивилизованными. Поэтому кочевникам надо было продемонстрировать, что они обладают качествами, необходимыми для того, чтобы быть частью культурного и достойного общества. Они делали это путем осваивания иранских культурных форм. Это означало приобретение вкуса к иранской одежде, еде, социальному этикету, музыке, и – самое главное – к персидскому языку и литературе. Таким образом, тюрки не стали навязывать горожанам и жителям оазисов свою степную культуру, а продолжили иранскую традицию в обществе и культуре Средней Азии. Более того, они стали их ярыми сторонниками защитниками и донорами.
Напомним, что после Саманидов ведущая роль в регионе стала принадлежать тюркам: Сабуктегину (бывшему солдату-рабу) и его сыну Махмуду Газневиду (персу по матери), а также Караханидам (тюркам-карлукам), нанесшим поражение Саманидам в 999 г. После смерти Махмуда, его государству бросает вызов новая волна тюркских захватчиков Средней Азии, состоящая из сельджуков (огузов-туркмен). Как и отец Махмуда Сабуктегин, сельджуки были на военной службе Саманидов в Бухаре. Сельджуки к 1037 г. отобрали большую часть восточного Ирана у Газневидов. Затем они захватили Багдад, Грузию, Армению и нависли над Византийской империей, грозя захватить контроль над Анатолией (Малой Азией, территорией современной Турции). В 1071 г. они одержали победу над армией византийского царя Романа в битве при Манцикертом (современная восточная Турция). Тем самым, они открыли путь для энергичной тюркизации Анатолии. В нее устремились огузы и туркмены Средней Азии. Они женились на местных женщинах – в основном армянках и гречанках. Постепенно, этнически разношерстный (то есть необязательно тюркский) народ Анатолии стал переходить на турецкий язык.
Тюрки превратились в мощную силу, которую никто не мог остановить. Но они ограничивались установлением своего военного и политического доминирования. Как и их предшественники Газневиды, сельджуки были страстными патронами персидского языка и культуры. Математик и поэт Омар Хайям жил и творил именно во время их правления, так же как и теолог Мухаммад Газали, и наконец, Мавлоно Джалолиддин Руми (Балхи).
Следующее – самое большое и безжалостное – нашествие кочевников на Среднюю Азию было руководимо не тюрками, а монголами. Они не были мусульманами, говорили на своем языке. В отличие от тюрков, монголы Чингиз Хана собранные в разрозненные кланы, стремились внедрить свою пастушью культуру и отношения в среду покоренных ими более развитых народов, разрушая функционировавшие до них политические структуры и институты. Они поголовно обращали население в рабство и подчиняли его тому или иному монгольскому начальнику. Монголы разрушили иранскую цивилизацию во многих областях мусульманского мира. Спасаясь от них, семья Джалолиддина Руми покинула свой родной Балх и укрылась в Конье, Анатолия, которая находилась вне пределов монгольского правления.
И тем не менее, со временем, вслед на Газневидами, Караханидами и Сельджуками, монголы, учинившие настоящий холокост в завоеванном ими Большом Иране, стали щедрыми патронами персидской культуры.
В конце XIII века, монгольская империя распалась на четыре отдельных ханства. Средняя Азия, включая большую часть восточного Ирана стала частью Чагатайского ханства. Начиная с 1363 г. чагатаев стал атаковать жестокий военачальник из племени барлас Тимур (Тамерлан, хромой Тимур). Будучи исламизированным и тюркизированным монголом, в политике Тимур был этнически нейтральным эмиром мусульман, объявившим себя гази-«борцом за веру», защитником суннизма. При этом он не уступал в жестокости Чингиз Хану, которого считал своим предком (по линии жены) и кумиром. Тимур начал традицию ханской власти в Мовароуннахре. С тех пор, ханами становились только потомки монгола Чингиз Хана и его (Тимура) собственные отпрыски – тимуриды. (Эту традицию ханской власти прервала Бухарская революция в 1920 г.) Тимур сделал Самарканд своей столицей и обустроил его. Он совершал походы в Иран, где прославился массовыми убийствами, сооружая башни из отрезанных голов своих жертв. Хромец Тимур также принес немало бед Индии, разрушив Дели. Он также пошел с походом на Османскую (Оттоманскую) империю, которая веком ранее победив сельджуков, овладела Анатолией. Летом 1402 г. близ Анкары армия Тимура ядром которой были тюрки, разгромила этнически разношерстную армию султана Баязида, что привело к временному распаду Османской империи.
В начале XVI века в Иранзамин с севера вторглась еще одна сильная конфедерация тюркских племен – узбеки Шейбани Хана, которые при Тимуре считались едва ли не самым ничтожным племенем. (Удивительно, что современный Узбекистан считает Тимура отцом-основателем узбекской нации). Однако и узбеки вслед за тюрками и поздними монголами продолжили уже установившуюся политику культурного заимствования и обожания иранской культуры. Шейбаниды оказывали поддержку поэтам, писавшим на персидском и тюркском языках и художникам, иллюстрировашим книги, которые они любили перелистывать. Знаменитые медресе Шердор и Тиллокори в Самарканде были построены узбеками в XVII веке.
Именно во время правления шейбанидов в придворной историографии начал употребляться персидский термин «Туркестан» – «страна тюрков» и означал управляемые узбеками земли среднеазиатского междуречья.
Узбеки Шейбани Хана изгнали тимуридов из Мовароуннахра за Амударью – в Южную Азию. Усилиями Акбара Великого (1542-1605) – внука побежденного узбеками чингизида и тимурида Мухаммада Бабура – вынужденно переселенная в Индию Тимуридская империя под новым названием Империя Моголов превратилась в богатое и мощное государство. Бабур и его потомки, непримиримые враги узбеков, уже не помышляли о возвращении в Бухару, Самарканд и Фергану, а сделали своей родиной Кабул и Дели.
Веротерпимая и богатая династия моголов, ее увлечение культурой персо-исламо-индийского синтеза привлекли немало талантливых людей со всего Востока, в первую очередь из Иранзамина. Сами императоры моголов и по крови и по культуре отдалялись все дальше и дальше от твоих тюркских предков. В своих воспоминаниях, написанных на персидском в XVII веке император Джахонгир писал: «я не настолько неграмотен, чтобы говорить и писать на тюркском». По мнению Фольца, моголы Индии, наряду с Сафавидами, которые в это же время правили Ираном, являлись «величайшими из распространителей персидской культуры в мире».
На газель «Биё ки зулфи каҷу» пера Зебуниссо – любимой дочери шестого могольского императора Аурангзеба (1658-1707) от его старшей жены Дилрас Бану Бегим происходившей из династии Исмаила I Сафавида, шахиншаха Ирана (по отцу Исмаил был персом или курдом, по матери тюрком-огузом и греком), в начале ХХ века музыкант Ходжи Абдулазиз Расулов – гармский таджик по отцу и двуязычный таджик-самаркандец по матери, сочинил песню «Ушшоқи Самарқанд». Этот шедевр вошел в музыкальную классику «Шашмаком» и стал культовым у таджиков, узбеков и бухарских евреев. Он исполняется сегодня десятками певцов и ансамблей обеих республик, а также в общинах бухарских евреев США и Израиля.
Когда восточный Иран (Самарканд и Бухара) находился во власти Тимуридов, западный Иран контролировали кочевники-туркмены. Их фанатической преданностью Али воспользовались лидеры суннитского суфийского ордена Сафавия. Для того чтобы привести стойких туркменов под свои знамена они сами стали шиитами и использовали пропаганду в пользу шиизма для того, чтобы заручиться их поддержкой в борьбе против османов-суннитов. Подчиненная Сафавидам армия получила название «кызылбаш» («красная голова», по цвету полос на тюрбанах). Их лидер – полководец и поэт Исмаил в 1501г. завоевывает Табриз и объявляет себя «шахиншахом» («царем царей») Ирана. Под Ираном он понимал Хорасан и Мовароуннахр, то есть Большой Иран.
С началом 16 века тюркские династии Сафавидов, Османов, Шейбанидов и Моголов вступают в вооруженные противостояния между собой, что стало началом конца Иранзамина-Туркестана и главной причиной его отставания от Европы. В 1510 г. сафавидский шах Ирана Исмаил во главе армии кызылбашей одолевает узбеков, убивает Шейбани хана и делает из его черепа чашу, как это издревле повелось у степняков. А через четыре года Османский султан Селим I, обеспокоенный успехами сафавидской армии кызылбашей, наносит сокрушительное поражение Исмаилу, после которого молодой шахиншах так и не смог оправиться. Он умер в 1524 г., оставив в наследство своему сыну Тахмаспу великолепную иллюстрированную копию «Книги Царей» («Шахнаме»).
Ослаблению региона способствовал и религиозный раскол. Усилиями Сафавида Тахмаспа, чуждый иранцам шиизм в начале XVI века стал их государственной религией. Причем, постепенно к управлению Сафавидского Ирана начали приходить уламо (муллы), которым государство раздавало щедрые земельные наделы. Муллы хотели насадить шиизм и в восточном Иране, но без успеха. Результатом шиитской пропаганды стало отчуждение между некогда едиными западной и восточной частями Ирана. Таджики, проживающие по сей день в Узбекистане, Таджикистане и Афганистане остались суннитами, в отличие от их иранских собратьев-шиитов. Шахский Иран стал восприниматься ханской Средней Азией как антипод и оппонент, и потому никаких культурных связей с ним не поддерживалось. Раскол и шиитофобия способствовали дальнейшей тюркизации края и дистанцирования таджиков от их собратьев из западного Ирана.
Что касается турков Малой Азии, то султаны образованной в 1299 г. Османской империи не придавали этничности такого значения как религии. Исламский мир в их представлении состоял из Рума (Малой Азии) , Мовароуннахра (Средней Азии), Аджама (Ирана) и Мисра (Египта). Примерно с XV века они стали называть себя румийцами, последователями Византии. Тогда же правительство Османов стали называть на европейский манер Портой («ворота» на французском). Этнонимы «руми» и «османлы» («румиец» и «османец») были синонимами, означавшими принадлежность к государству, а не этничность. Язык османов звался «османским» и был подвержен сильному влиянию персидского и арабского. Знать (как и в Индии ) говорила на персидском. В политике султанам важно было укрепиться в сознании того, что их родина -Малая Азия, наследница Восточно-Римской империи, которую их предки – тюрки-огузы, чьей родиной были степи Монголии и Средней Азии, завоевали в XI веке пролив немало крови – своей и чужой. Воздержание от подчеркивания своего тюркского происхождения было условием удержания власти в Анатолии, окруженной водами Средиземного и Чёрного морей и населенной помимо турков коренными нетюркскими и немусульманскими народами – греками, армянами, южными славянами, евреями и пр. Османская империя не была национальным государством тюрков.
Продолжение следует