В конце первого месяца текущего года, а именно 21 января исполняется 100 лет со дня кончины Владимира Ильича Ленина – русского революционера, основателя партии большевиков и политического теоретика мирового масштаба, главного архитектора советской национальной политики и основателя СССР.
Стоит ли напоминать об этой дате сегодня? Какую роль сыграла эта личность в новейшей истории таджиков? Востребован ли ленинизм сегодня?
Камолуддин Абдуллоев, историк
Таджикстану быть самостоятельным государством, а не оставаться частью России
В августе 1922 г. комиссар по делам национальностей Иосиф Сталин предложил включить в состав Российской Федерации советские социалистические республики Украины, Белоруссии и Закавказскую Советскую Федеративную Республику (в которую входили Грузия, Армения и Азербайджан) в качестве автономных республик.
Следуя этой схеме возникшая семью годами позже Таджикская ССР также оказалась бы автономией в составе России. Возражая сталинской «автономизации» Председатель Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР Ленин, поддержанный своим заместителем Л. Б. Каменевым предложил «формальное объединение вместе с РСФСР в союз советских республик Европы и Азии».
Ленин победил в том споре и включил в конституцию право республик на выход из СССР. Эта норма присутствовала во всех трёх конституциях СССР в 1922-1991 гг. В то время мало кто предполагал, что право на выход будет реализовано. Большевики наивно верили, что произойдет мировая революция и национальные границы во всём мире будут ликвидированы.
«Мина», заложенная Лениным и Каменевым в основание СССР в 1922 г., взорвалась в декабре 1991 г. Она превратила СССР в руины, а Таджикистан в самостоятельное независимое государство. Об «атомной бомбе, заложенной Лениным под Россией» говорил президент России В. Путин в 2016 г.
Между тем, развал СССР происходил на законных основаниях, в строгом соответствии с действующей советской Конституцией, у истоков которой стоял Ленин. Попытки сегодняшних имперцев назвать выход союзных республик из СССР «сепаратизмом» и настаивающих на возрождении СССР, незаконны. Более того, они бессмысленны, так как в «обновленном СССР» все равно нужно будет сохранить право выхода, раз уж речь идет о восстановлении Советского Союза образца 1922 г. И наконец, и без «мины» СССР 1991 г. был обречен. Ленинское наделение республик правом на выход лишь облегчило распад Союза, сделав его почти бескровным.
Знал ли он таджиков?
Ленин относил таджиков к «малым народам России». Неприятие империалистического гнета, полагал он, превращало их в революционных субъектов. По Ленину, национально-освободительная борьба в Бухаре, Афганистане, Индии и других странах в которых не было никакого пролетариата, должна войти в резонанс с рабочими движениями европейских стран. Ленин был одержим защитой малых, угнетаемых наций и старался доказать им, что коммунисты нетерпимы к царской политике и не имеют ничего общего с империализмом и шовинизмом.
Хоть Ленин симпатизировал таджикам, он знал о них очень мало. В работах Ленина есть только одно упоминание слова «таджики». В выписках из книги Отто Гюбнера «Географически-статистические таблицы» (1916 г.) им отмечаются таджики как одна из этнических групп Бухарского эмирата, который Ленин называет «русским вассальным государством».
О самой Бухаре его характеристики были недвусмысленными: «Население почти исключительно магометанское…ислам здесь царит. Свобода религии полная». Действия царских войск в Средней Азии он называл «колониальной экспансией», а сам регион – «колонией чистейшего типа». Другими словами любил таджиков, но заочно, сочувствовал их тяжелому положению и обещал помочь словом и действием.
Таджикское представительство в высших органах власти Советского государства было мизерным. Из таджикских руководителей только худжандцы Абдулло Рахимбаев и Ахмадбек Мавлянбеков, оба члены туркестанской делегации на X съезде РКП (б), в марте 1921 г. встречались в кулуарах с Лениным. В публикациях последних лет Рахимбаева иногда называют узбеком. На самом деле о том, что Рахимбаев «большевик с 1919 г., таджик, из интеллигентов, с двумя классами учительской семинарии» отмечено в материалах Политбюро 1922 г. На этом съезде Рахимбаев был избран кандидатом в члены ЦК РКП (б). Встреча Ленина с секретарем ЦК КП (б) Туркестана А. Рахимбаевым с глазу на глаз состоялась в Кремле 9 октября 1921г. в 18:30. Беседа была запланированной и рабочей и касалась «положения в Туркестане».
Рахимбаев был единственным таджиком, лично знакомым с Лениным. В самом конце 1922 г. он был подписантом Договора об образовании СССР. В 1923-1924 гг. будучи председателем узбекского бюро комиссии Средне-Азиатского бюро ЦК РКП (б) по национальному размежеванию, он в споре с казахами отстоял включение Ташкента в состав Узбекистана. В октябре 1924 г. Рахимбаев настаивал на том, чтобы включить район Ура-тюбе в состав Узбекистана. На том заседании, присутствовал кстати еще один таджик – пенджикентец Чинор Имомов. Вместо таджиков, Ура-тюбе отстоял ташкентский казах Султан Сегизбаев.
В центре внимания Рахимбаева были Туркестан и Узбекистан. Таджикистан сегодня не видит причин гордиться им. Карьера Рахимбаева пошла на спад в самом начале 1926 г., когда он был снят со всех постов и направлен в Москву, где после учебы работал на незначительных позициях. В 1933 г. он был назначен председателем СНК Таджикской ССР, на место попавшего под огонь критики еще одного худжантца – Абдурахима Ходжибаева, но продержался на этом посту недолго. В сентябре 1937 г. Рахимбаев был арестован по обвинению в государственной измене и терроризме и доставлен в Москву. Седьмого мая 1938 г. «таджикский ленинец» был расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного Суда.
Какие следы оставил Ленин в Таджикистане?
Ленин не был в Средней Азии, но находился в курсе «туркестано-бухарских дел», а с 1919 по 1922 гг. непосредственно руководил ими. Он указывал, что помощь российского пролетариата бухарским революционерам будет оказана «только в том случае, если переворот вполне назрел». Для него бухарская революция была важна как доказательство того, что идеи и принципы Советской власти универсальны, осуществимы повсеместно, даже там где нет промышленных рабочих.
Именно по его подсказке состоящая из джадидов партия младобухарцев в течении 1918-1920 г. встала на рельсы партии коммунистов, и в августе 1920 г. взяла курс курс на вооруженное восстание. «Бухарская революция» 2 сентября 1920 г. была осуществлена по прямому указанию Ленина, с помощью его верного соратника М.В. Фрунзе.
По инициативе Ленина в феврале 1922 г., в разгар басмачества и восстания Энвер Паши по просьбе местных коммунистов Бухарская коммунистическая партия вошла в состав РКП (б), тем самым положив конец надеждам бухарцев сохранить независимую БНСР. Подчинение бухарских коммунистов воле Политбюро российской компартии открыло путь к поглощению Бухары. и вхождению ее в Союз ССР.
Для сегодняшних таджиков Бухара образца 1920-1924 гг. – тюркисткая и отрицавшая право таджиков на самоопределение – является конечно менее предпочтительней варианта вхождения в СССР с последующим образованием союзной Республики Таджикистан. К заслугам Ленина следует отнести и его одержимость индустриализацией и электрификацией, которая распространилась и на Таджикистан.
В 1920 г. под его руководством был разработан государственный план развития электроэнергетической отрасли в Советской России (ГОЭЛРО). Каскад мощных электростанций на Вахше включая Нурек и Рогун – это все часть плана ГОЭЛРО. Не будь Ленина, мы, лишенные природного газа, не могли бы сегодня отапливать жилища, готовить пищу, а также продавать электричество Афганистану. Ленин определил стратегическое развитие Таджикистана и его экономики как аграрно-индустриальной страны, имеющей большой гидроэнергетический потенциал. Также, Ленин сыграл большую роль в ликвидации басмачества.
По Ленину, оно было препятствием для форсированной модернизации мусульманских окраин, и потому он был беспощаден к нему. Он считал басмачество контреволюционным движением местных эксплуататоров и духовенства, поддерживаемых Англией. Ленин также придавал большое значение развитию национальных языков. От отстаивал принцип полного равноправия языков и выступал против выделения русского языка в качестве обязательного государственного. «Ни одной привилегии ни для одной нации, ни для одного языка!», писал он в работе «Нужен ли обязательный государственный язык?» (1914).
Ленин бародар?
На вершине советской политической системы, тоталитарной по своей природе, ставился вождь, которым все годы Советской власти был несомненно Ленин. Каждая советская республика нуждалась в связях с Лениным для легитимации своего статуса.
Чтобы заполнить пустоту, образовавшуюся из-за почти полного отсутствия личных связей таджиков с Лениным, советскими идеологами был предоставлен особый статус соратникам Ленина, которые с 1918 по 1922 гг. направлялись в Среднюю Азию в качестве представителей советского лидера. Историки использовали эту группу, известную в партийной литературе как «посланники Ленина», для создания мифа о содержательных связях между Лениным и советским народом, в том числе таджиками.
Причем Ленин был представлен не как русский, и тем более православный, а как внеконфессиональный и наднациональный лидер угнетенных масс всей планеты. Посланниками Ленина были члены Турккомиссии, Тюркбюро и Средазбюро, такие как. А. Кобозев, Ш. З. Элиава, В. В. Куйбышев, И. Е. Рудзутак, М. В. Фрунзе, Н. Лепешинский, В.. Ногин, С. И. Гусев, Г. К. Орджоникидзе и другие. После смерти Ленина, в 1930 -1940 гг. ленинской харизмой были наделены и сталинские соратники.
Все это нашло отражение в топонимике. Так, на карте республики кроме Сталинабада и Ленинабада появились Орджоникидзеобад, Кагановичобад, Молотовобад, Бауманобад, Калининабад, Ворошиловобад, Микоянобад, Куйбышев и др. Вплоть до начала 1990-х гг. в Таджикистане существовало более десятка колхозов имени Жданова.
Продолжение следует