Ленин и таджикский читатель
Ленин был самым издаваемым автором в Советском Таджикистане, как и во всех советских республиках, и в СССР в целом. В 1928 г. в Таджикистане начали издаваться произведения Ленина на таджикском языке. В августе 1950 г. был образован Институт истории партии при ЦК КПТ — таджикский филиал Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Этот центр отвечал, в частности, за надлежащий перевод и издание трудов Ленина.
Таджикский язык Ленина был максимально приближен к русскому и кропотливо очищался от архаизмов в пользу заимствований из русского. Таджикский перевод Четвертого издания Собрания сочинений В. И. Ленина в 54 томах выходил с 1954 по 1965 гг. Получилось 34 тома. В 1961-1972 гг. было издано еще 10 томов.
Общий тираж Четвертого издания Собрания сочинений В. И. Ленина на таджикском языке составил 10 000 экземпляров. Перевод наиболее полного и последнего – 55-томного академического Пятого собрания сочинений В. И. Ленина (издавался на русском языке в 1967-1981 гг.) был начат в середине 1980-х гг., но был прерван распадом Советского Союза и закрытием Института истории партии в Душанбе в 1991 г.
С 1928 по 1988 гг. произведения Ленина были опубликованы на таджикском языке в общей сложности 244 раза общим тиражом 1 800 000 экземпляров. Таджикские ученые Бободжон Гафуров, Аббос Алиев, Мухаммад Асимов (Осими) и Хабиб Ахрори были переводчиками и редакторами трудов Ленина на таджикском языке
Ленин в таджикской культуре
Ленин занимал центральное место в культуре, искусстве, символике и топонимах Советского Таджикистана. Сразу после смерти Ленина в январе 1924 г. началось увековечение его памяти. Первая скульптура (бюст) Ленина с надписью на таджикском языке была установлена в Бухаре 27 января 1925 г. В последующие годы именем Ленина были названы главные улицы всех городов и поселков Таджикистана. Вторая по высоте гора в СССР была названа в честь Ленина.
В декабре 1935 г. второй по величине город Таджикистана – Худжанд был переименован в Ленинабад. Таджикскому национальному университету, открытому в 1948 г., было присвоено имя Ленина. Только на центральном – имени Ленина – проспекте столицы было установлено четыре памятника Ленину. Памятник на главной площади Душанбе, там где сегодня возвышается монумент И. Сомони, был установлен в 1961 г. (авторы Т. Поляков и А. Рабин). Самым ценным из них, пожалуй, был памятник привезенный из Ленинграда в качестве подарка – точная копия памятника у Смольного дворца. Эта скульптура В. В. Козлова 1924-1927 гг. относится к немногим прижизненным портретам В. И. Ленина и имеет большую, на наш взгляд художественную ценность.
Многие таджикистанцы помнят эту выразительную скульптуру, установленную в столичном Парке имени Ленина (ныне Рудаки). Самый большой памятник Ленину в виде железобетонного монумента-бюста был установлен в 1972 г. на гребне плотины Каттасайcкого водохранилища (г. Истравшан). Автор – А. Кравинский. Длина памятника сохранившегося по сей день 21 м., высота -9 м.
Культ Ленина оставил свой след в таджикском кино. Один из лучших таджикских фильмов – «Дети Памира» (1963) был снят по мотивам поэмы Мирсаида Миршакара «Ленин на Памире». Сюжет поэмы начинается с пришедшего на Памир известия о смерти Ленина. Популярная таджикская песня «Ленин бародар раҳнамо» («Брат Ленин указывает путь») на музыку известного хафиза Акашарифа Джураева и слова Саидали Вализода стала поистину народной. Успех песни объясняется тем, что в ней Ленин назван «бародар» («брат»), как в исламе, где есть единый Бог, а все остальные мусульмане – братья, равные друг другу. О Ленине как большевистком вожде писали С. Айни, А. Лахути, М. Турсунзаде, М. Рахими, Гани Абдулло и другие литераторы. В драматическом театре им. Лахути с 1948 г. шла пьеса Н. Погодина «Человек с ружьем» с Асли Бурхановым в роли Ленина. Ему довелось озвучивать роль Ленина в первых советских фильмах о Ленине с участием Б. Щукина. Ленин на таджикском говорил чеканящим слова, немного картавящим (как у Ленина), голосом Народного артиста СССР А. Бурханова.
Аслӣ Бурҳонов
Широко известна трилогия Г. Абдулло о Ленине «Ураган» («Бӯрон», 1957), «Пламя свободы» («Ҳуррият», 1964), «Солдаты революции» («Сарбозони инқилоб», 1970). Всего, Бурханов играл Ленина в шести спектаклях на протяжении почти 40 лет. Наиболее запоминающимся был эпизод, в котором харизматичный Гурминч Завкибеков (рушанец) в роли Фрунзе с ликованием докладывет А. Бурханову-Ленину: «Революция дар Бухоро ғалаба кард» («Революция в Бухаре победила»)! С этой сценой Завкибеков и Бурханов объездили всю республику, выступая в том числе в пионерских лагерях (автор тому свидетель) и вызывая неизменный восторг у зрителей. Восхищались похожестью таджикского Ленина на киношный «оригинал» и замечательной игрой любимых артистов.
Горькая ирония заключалась в том, что у Гани Абдулло и Асли Бурханова близкие пали жертвами большевисткого режима. Если верить писателю М. Шакури и искусствоведу Низому Нурджанову, (бухарцам, землякам Бурханова), таджикского Ленина играл сын последнего казикалона (верховного судьи) Бухарского эмирата Бадридина (сына Бурхонидина из Ховалинга, тоже козикалона, весьма реакционного и непопулярного), расстреляного большевиками вскоре после революции 1920 г.
Если А. Бурханов, сын расстрелянного эмирского чиновника талантливо создавший образ Ленина на таджикской сцене избежал репрессий, то сын самаркандского библиофила Гани Абдулло хлебнул страданий сполна. В 1937 г. объявленный вместе с отцом и братом «врагом народа», он чудом выжил после 10 лет колымских и магаданских лагерей, а также последущей унизительной восьмилетней ссылки. Брат и отец Г. Абдулло умерли от болезней в заключении в 1937 и 1940 гг.
Ленинопад в Таджикистане
После развала СССР повсюду начался «Ленинопад» – массовый снос памятников Ленину. В Таджикистане он стартовал в сентябре 1991 г. когда по решению продемократического мэра таджикской столицы М. Икрамова разъяренной толпой был снесен памятник Ленину в центре Душанбе. Памятник этот был знаменит лишь тем, что Ленин на нем протягивает левую руку. Его свержение имело важный подтекст: памятник был частью правительственной трибуны. Ломали не просто Ленина, а старую власть вообще. Многие интерпретаторы тех событий считали, что именно разрушение памятника в самом центре столицы дало начало кровавому гражданскому конфликту.
В течении 1990-2000 гг. многие скульптуры Ленина в городах и поселках Таджикистана были демонтированы. Позже, памятники Ленину в крупных городах Таджикистана были заменены на Исмоила Сомони. Тем не менее, по данным таджикских коммунистов, по состоянию на 2014 г. в Таджикистане сохранилось 66 памятников Ленину. Многие из них были сохранены после удаления. В 2006 г. из Парка Ленина был убран «Таджикский Ленин», как его назвал лидер коммунистов Шоди Шабдолов. Им стало некуда подносить цветы в день рождения вождя. Коммунисты Таджикистана в 2011 г. выразили возмущение решением властей Согдийской области о сносе памятника Ленину в Худжанде. Этот огромный памятник был сооружен в 1974 г. из нержавеющей стали Н. Щербаковым, В. Веселовским и И. Гунстом.
Многие из топонимов Ленина были изменены после 1991 г. Заодно, из карты исчезли названия, связанные с советской историей (Колхозобад, Комсомолобад, Советский и Московский районы, г. Чкаловск и пр.).
Насколько востребован ленинизм сегодня? (вместо заключения)
Многие сегодня считают, что Ленину место на свалке или в архиве. Это произошло потому, что в советское время Лениным буквально накачивали общество и делали это чрезмерно, чем вызвали усталость от Ленина, граничающую с раздражением. Сегодня Ленина не изучают в университетах, что неправильно на наш взгляд. Надо изучать его, но вместе с другими марксистами конца 19-начала 20 вв. и современными неомарксистами Европы. И конечно, ленинское научное наследие важно при изучении истории советского общества.
С начала 21 века среди ученых на Западе отмечен рост внимания к Ленину и его наследию. Почему? В современный период непрерывных экономических, социальных и политических кризисов в развитых капиталистических странах растет недовольство среди различных социальных групп, в том числе рабочих. Падение уровня жизни, недовольство политикой богатой верхушки приводят к массовым протестам, восстаниям, революциям по всему миру.
Вспомним серию антиправительственных протестов, восстаний и вооружённых мятежей, охвативших в 2010 г. большую часть арабского мира (т.н. «арабская весна»), движение «Захвати Уолл-стрит» (Оккупай) в Нью-Йорке в 2011 г., движение «Жизни чёрных имеют значение» («Black Lives Matter», или BLM) выступающее против расизма и дискриминации с 2013 г., штурм Конгресса США сторонниками Дональда Трампа в 2021г., и пр. Причем тут Ленин, спросите вы? Притом, что сердцевиной большевизма и ленинизма является идея объединения рабочего класса во имя сопротивления тирании. На родине капитализма – в Европе наблюдается недовольство и разочарование капиталистическим укладом. То есть, протесты начинают приобретать классовый характер. Некоторые считают, что именно поэтому имеет смысл вернуться к Ленину – марксисту и революционеру.
Конечно, ленинизм малопригоден сегодня для мобилизации на протест и для достижения справедливости во всем мире. Таджикские и российские коммунисты тихо пребывают в летаргическом сне и даже не думают о революции. Современные ленинцы, троцкисты и марксиситы должны понимать, что за сто лет после января 1924 г. мир изменился. Ленин как марксист взывал к рабочему классу независимо от его национальности и места проживания. Это было оправдано, так как рабочее движение времен Маркса и Ленина было как никогда сильным. Сегодня же нет рабочего класса, готового объединиться в единый кулак.
Да и при Ленине «пролетарии всех стран» так и не объединились. Волна революций в Европе к 1920 г. пошла на убыль, а в самой России после Ленина коммунисты взяли на вооружение идею «строительства социализма в отдельной стране». Времена поменялись: все, в том числе рабочие живут в своих национальных государствах и не собираются захватывать власть во имя установления «диктатуры пролетариата». Таджикское общество нервно относится к самому слову «революция».
Если в советский период все революционное, включая вооруженные штурмы дворцов проводили всех в восторг, то сегодня «цветные революции», «майданы», и другие формы насильственного массового протеста широко толкуются как «экстремизм» и «терроризм». На данном этапе в цене стабильность, и потому постсоветские элиты и поддерживающая их немалая часть общества не жалуют Ленина как «символа революции».
Однако это не отменяет того факта, что современный Таджикистан является прямым наследником революции 1917 г. и Ленина, окончившего свой жизненный путь сто лет назад.