Кому достанется золото эмира Бухары?

В последнем номере ушедшего года в “Asia Plus” был опубликован очерк “Дети эмира”. В нем говорится, что дочери и племянники эмира Бухары Саида Алим Хана хотят вернуться на Родину из Афганистана. Реально ли это? И вернется ли в Таджикистан утерянное некогда золото эмира Бухары? Комментарий дает научный сотрудник Центра изучения таджиков мира при ТГНУ Камол АБДУЛЛАЕВ.

– Они могут вернуться в Таджикистан законным образом, как частные лица, представляющие самих себя. Я уже писал о необходимости разработки закона о принятии в таджикское гражданство тех, кто по тем или иным причинам был вынужден покинуть страну до 1991 года. Однако о политической реабилитации эмиризма и признании наследственных прав отпрысков Алим Хана, последнего из мангытов – считавших (хоть и ошибочно) своим предком Тимура и Чингизхана – не может быть и речи. Новейшая история Средней Азии дает картину резкого и безвозвратного упадка монархизма. Хотя я не исключаю, что когда-нибудь в Центральной Азии появится партия монархистов. Такое возможно в демократических странах.

– А правда ли, что бухарский эмир оставил после себя несметные богатства?

– По некоторым данным, на личных счетах эмира Абдулахада (правил с 1885-1910 гг.) в Российском Государственном банке хранилось около 27 миллионов рублей золотом, и еще около 7 миллионов – в частных коммерческих банках России. Известно также, что летом 1917 года через посредничество русского резидента в Бухаре – Миллера и промышленника И. Стахеева сын Абдулахада – эмир Саид Алим Хан положил во французские и английские банки 150 млн. рублей. Таким же образом были перечислены еще 32 млн. рублей. Как видите, менее чем за десять лет сумма вкладов увеличилась с 34 до 182 миллионов. Я склонен верить этим цифрам. Ведь Абдулахад и его сын Алим Хан правили Бухарой в период невиданного расцвета экономики России – главного и фактически единственного экономического партнера Бухары. В считанные годы в регион Средней Азии хлынула огромная масса российского капитала. Русские капиталисты не скупились и щедро платили налоги, а также комиссионные лично эмиру за предоставление концессий и оказание различных услуг. Именно тогда в регионе появилась прослойка богатой бухарской буржуазии, ориентированной на светские ценности и западный рынок. Правители Бухары были очень популярными при дворе Александра III и Николая II. Бухара всегда тревожила воображение Запада слухами о своих несметных богатствах. Я подозреваю, что эти слухи сыграли свою роковую роль в том, что голодная, истощенная и разоренная гражданской войной Россия предприняла поход в Бухару в сентябре 1920 года.

– Что случилось с банковскими вкладами эмира?

– Алим Хан так и не смог воспользоваться своими миллионами, так как документы о перечислении первой суммы в 150 миллионов он оставил во время своего бегства из Бухары в сентябре 1920 года, а квитанцию о перечислении второго вклада в 32 миллиона вовсе не получил. Конечно, это были деньги Бухары и ее народа, а не личные средства мангытов. Эмиры, как правило, не видят разницы между личным и государственным карманом. Находясь в эмиграции, Алим Хан стремился добиться признания себя легитимным правителем, свергнутым незаконным образом, чтобы пробраться в Европу, поближе к миллионам, но, увы! Англичане, афганцы и СССР делали все возможное, чтобы держать Алим Хана в Кабуле в качестве домашнего арестанта. После того, как СССР был признан Англией и другими странами Европы де-факто в середине 1920-х гг., все бухарские счета, включая те, которые принадлежали Бухарской Народной Советской Социалистической республике (БНСР), как правопреемнице Бухарского эмирата, по требованию СССР были закрыты. В начале 1990-х гг. в Узбекистане шли споры о бухарском золоте и даже делались предложения вернуть его, но они закончились ничем. Сегодня нет ни БНСР, ни бухарского народа. Говорить о реставрации Бухарского эмирата или возвращении золота какому-то одному юридическому лицу – несерьезно. Родственников у Алим Хана – огромное количество, разбросанное по всему миру. К ним относят (скорее в шутку, чем всерьёз) Эмира Кустурицу, которого некоторые его поклонники считают внучатым племянником Алим Хана. Это тот самый знаменитый режиссер, родившийся в Сараево в мусульманской семье. Кто знает, может доля правды в этом есть. Ведь не зря Кустурица оказал влияние на другого талантливого режиссера и нашего земляка – Бахтиера Худоназарова.

– И все же, как быть с миллионными счетами Бухары?

– Ни Узбекистан, ни Таджикистан, ни Туркмения не имеют ни юридического, ни морального права единолично претендовать на него. Нет больше эмирата и БНСР. В то же время, все мы – из Бухары, то есть наши культурные корни восходят именно к этому городу. Все таджикские города и селения были когда-то периферией Бухары и Самарканда. Я предлагаю всем, кто относит себя к бухарскому народу (таджикам, узбекам, туркменам, бухарским евреям и всем остальным) открыть благотворительный фонд, назвать его, скажем, “Бухорои Шариф”, нанять адвокатов и совершить невозможное – отсудить деньги эмира. Затем, золото Бухары можно будет пустить на доброе дело. Например, на разминирование границ между Таджикистаном и Узбекистаном, защиту Аральского моря и Сарезского озера, создание фильмов Э. Кустурицей и Б. Худоназаровым, сохранение памятников Бухары и Самарканда и на другие полезные для всего бухарского народа цели. Я думаю, тем самым будет достигнуто понимание и примирение таджиков и других народов Благородной Бухары.

3 thoughts on “Кому достанется золото эмира Бухары?

  1. ин короя хечки намекунат чибаки да бухоро тожик намондаги ин каримов форси мактабоя махкам када ахоли бухороя узбек кад.мо одамойи бухоро тарихомоя забономоя нагх намедонем бадин болохоба шиштаго ра наметият ин корхоя каданба ин кор шутки узбекистон гуфтаги макон намемонат баруии хамин узбек ин кораба кати намешат Як савол дорам асл Бухорогоя миллаташ чи ?

  2. Мухаммади мухтарам! Ман хам умед надорам ки ин кор албатта ичро шавад дар солхои наздик. Аммо мо бояд кушиш кунем ки Узбекистон ба Точикистон ба хамдигар наздик шаванд. Миллионхо точикон дар давараи хозир имконият надоранд ки ба Бухорову Самарканд саехат кунанд. Ин хуб нест. Мо бояд як давалати муштарак бисозем мисли Русия ва Белорусия. Ин аст ягона рохи халли масалаи Самарканду Бухоро, ки маркази фарханги точик буда, дар Узбекистон карор доранд.

  3. Pingback: ЗОЛОТО БЛАГОРОДНОЙ БУХАРЫ | | Kamoludin Abdullaev Historian from TajikistanKamoludin Abdullaev Historian from Tajikistan

Comments are closed.