Министерство культуры РТ определило видных деятелей таджикского народа. Кто они, эти личности, и по какому принципу велся отбор? Ответа на вторую часть вопроса «АП» не получила.
ТРИ месяца назад Минкультуры получило предложение со стороны Дирекции строительства правительственных объектов аппарата президента определить 22 видных деятелей культуры и еще 22 великих представителей таджикского народа. Бюсты деятелей культуры планируется установить в фойе Национальной библиотеки, бюсты других – на аллее у Национального музея.
Об этом «АП» сообщил завотделом охраны историко-культурного наследия Министерства культуры Таджикистана Музаффар Азизов.
– Для решения этой задачи в Министерстве культуры был организован штаб, куда вошли известные ученые, деятели культуры, исследователи. Из-за короткого срока мы не смогли вынести эту идею на всенародное обсуждение, – рассказал «АП» М. Азизов.
Вначале Совет определил 50 деятелей культуры и 30 великих сынов таджикского народа, внесших вклад в развитие нашей нации.
– Перед нами стояла непростая задача – ведь согласно проекту строительства в фойе библиотеки и у входа в музей должны были установить именно 22 бюста, – сказал он.
В результате долгих дискуссий, по словам М. Азизова, Совет остановился на следующих личностях:
“Стена героев” или выдающихся личностей Таджикистана у нас уже есть. Расположена на северной окраине города по дороге на Варзоб
Великие сыны таджикского народа:
1 Шах Виштасп, основатель первого государства в древней Бактрии, покровитель Зардушта.
2. Кир Великий.
3. Катан, бактриец, боровшийся с македонскими захватчиками.
4. Спитамен.
5. Канишка, великий царь империи Кушанов.
6. Хушнавоз (5 век до н. э.), великий царь, основатель государства Хуталяна.
7. Диваштич, руководитель восстания против арабов.
8. Бадри Тархон (умер в 737 г.), шах Хатлона, воевал против арабов.
9. Абумуслим (745-750), военачальник, воевавший против династии Омейядов.
10. Тохир ибни Хусейн, основатель государства Тахиридов.
11. Якуби Лайс, основатель государства Саффаридов.
12. Мавлонзода, руководитель движения сарбадаров.
13. Темурмалик.
14. Низомулмулк.
15. Султан Аловуддин Гури, великий царь династии Гуридов.
16. Махмуди Тороби (умер в 1242 г.), руководитель восстания против монгольских
захватчиков.
17. Восе.
18. Аршак, основатель государства Парфия.
19. Яхья Бармаки, представитель династии Бармакидов, главный визирь Харун-ар-Рашида.
20. Фотимаи Хуросони, таджикская женщина, советник монгольского хана, внесшая большой вклад в развитие таджикской государственности.
21. Афшин Хайдар (8 в.), сын царя Истаравшана Ковуса, защитник национальных
ценностей.
22. Гурак (710 г.), согдийский царь, воевал против арабских завоевателей.
Видные таджикские деятели культуры: 1. Абуабдулло Рудаки. 2. Абулкасим Фирдавси. 3. Абурайхон Беруни. 4. Авиценна. 5. Носири Хисрав. 6. Омар Хайям. 7. Саади Шерози. 8. Мавлоно Джалолиддини Балхи. 9. Мир Сайид Алии Хамадони. 10. Камоли Худжанди. 11. Абубакри Рози. 12. Хофизи Шерози. 13. Абдуррахман Джами. 14. Сайидои Насафи. 15. Ибни Мукаффа. 16. Зебуннисо. 17. Ахмади Дониш. 18. Табари. 19. Бедил. 20. С. Айни. 21. Б. Гафуров. 22. М. Турсун-заде.
– В определении деятелей культуры особых споров не возникало, хотя из-за малого количества мест пришлось исключить из списка многих известных поэтов, ученых, – уточнил М. Азизов.
Множество споров и разногласий возникло в определении великих сынов таджикского народа, внесших вклад в становление и развитие нашей нации.
Пришлось отказаться от занесения в этот список и Героев Советского Союза – по той же причине, то есть из-за ограниченности мест. Для них и для тех известных личностей, которые не вошли в список, планируется открыть специальные комнаты в Национальном музее,- резюмировал специалист Минкультуры.
А каковы были критерии отбора?
Конечно, прежде всего, нужно поблагодарить Минкультуры за проделанную работу. Все-таки всегда легче рассуждать, когда перед глазами уже есть готовый список.
Но, тем не менее, вопросов очень много.
Первый – каковы критерии отбора выдающихся людей? Почему отбор не проводился гласно, с привлечением всего экспертного сообщества страны?
Ведь вопрос это непростой и важный. Определяя героев прошлого, мы определяем свои ориентиры, свое будущее.
А так, список кажется весьма спорным. Начнем с деятелей культуры. Большинство списка составляют гуманитарии. Получается, что весь наш вклад в мировую культуру – это поэзия. Но ведь было много гениальных ученых, внесших вклад в естественные науки. Ладно, оставим в стороне астронома ал-Фергани, 1200-летие которого мир под эгидой ЮНЕСКО отмечал в 1998 году. Очень хорошо, конечно, что включили в список Бируни. Но почему проигнорировали его земляка ал-Хоразми – папу алгоритма и классической алгебры?
Почему, например, в списке нет основоположника таджикско-персидской профессиональной музыки Борбада? В честь которого мы назвали Киноконцертный зал.
Мы не знатоки поэзии. Но в списке нет Низами Гянджави – поэта, назвавшего Иран душою мира. Нет великого суфия Аттора, нет Санои и многих других.
Список выдающихся представителей таджикского народа также вызывает много вопросов. Может, даже еще больше.
Очень много легендарных или полулегендарных личностей, вроде Виштаспы или Хушнавоза. Многие имена известны только очень узкому кругу специалистов. О них даже не упоминается в фундаментальных «Таджиках».
Более того, в списке есть герои, которых сложно назвать таковыми. Например, того же Афшина Хайдара, который подавил народное восстание в Азербайджане во главе с Бабеком. Какие национальные ценности защищал Афшин Хайдар в далекой стране, непонятно.
Почему нет в списке того же Ширака? Ведь его образ совершенно понятен и может играть большое воспитательное, патриотическое значение.
А где Маздак, борец за социальную справедливость? Ведь сейчас для очень многих людей в мире, не только таджиков, Маздак мог бы стать примером. Где Муканна? Может быть, мы ошибаемся, но нам кажется, что все названные имена способны вызвать какие-то высокие чувства.
Многие в составе редакции дипломированные историки. Но для них было открытием имя Фатимы Хуросони. А насчет Канишки – трудно понять разницу между ним и другим кушанским царем, например, тем же Хувишкой.
Почему в списке вместо покровителя зороастризма не назван сам Зардушт? Неужели мы всерьез опасаемся обвинений в антиисламизме? Но ведь как из песни слов не выкинешь, так и от предков нельзя отказаться.
Но, может быть, один из самых главных просчетов списка – отсутствие в нем отца-основателя ханифитского мазхаба. Ведь едва прошел год, как мы отметили Год Абу Ханифы. А ведь Абу Ханифа был действительно примером и мудрости, и интеллекта, и верности принципам.
Если мы нашли место для Афшина Хайдара и для царедворца Яхёи Бармаки, то почему тогда в нем нет Ахмад Шаха Масуда?
Ясно одно, список очень мал. И его надо расширять. И свое мнение обязательно должна сказать общественность. И оно обязательно должно быть учтено.
Конечно, если мы хотим, чтобы от этих имён в наших сердцах что-то ёкало. А не того, чтобы это мероприятие вылилось в обычную «показуху» за народный счет.
Свое мнение по списку высказал также известный таджикский ученый Камол Абдуллаев:
Вообще-то герои признаются по факту их действительного и фактического восприятия таковыми населением. Например, Мартин Лютер Кинг и Опра Уинфри названы героями американскими студентами. У нас таких опросов не проводилось. Результаты были бы самыми неожиданными, ведь герои у всех разные. Есть у таджиков герои локального масштаба, семейные, районные. Для кого-то героем является Сангак Сафаров, для кого-то – Махмуд Худойбердыев, Фузайл Максум или Ибрагимбек Локай. Кто-то обожает Осаму бин Ладена. Для кого-то это просто дедушка, которому ставят памятник на могиле и носят цветы.
Есть (были) Герои Советского Союза и Герои Соцтруда, которым почему-то не нашлось места в списке. Были крупные харизматические религиозные лидеры, такие как: Абу Ханифа, Богоудин Накшбанди, Ходжа Ахрор, Махдуми Аъзам. Есть мифические герои – Рустам, Сухроб. Есть герои-воины, погибшие в бою и обреченные на бессмертие, такие как Ахмадшо Масуд. Есть, наконец, великий и ужасный Иосиф Сталин, которого в недавно проводившемся опросе назвали «великим вождем» 71,5% россиян. Уверен, в Таджикистане его назвали бы героем все 95%, если не больше. Ведь он, и это правда, в свое время уберег Таджикистан и таджиков от поглощения Узбекистаном. По идее, рядом с монументом Исмоили Сомони в центре Душанбе должен стоять памятник Сталину – фактическому основателю первого в истории государства Таджикистан. Тогда уж заодно надо будет вернуть прежнее название столице. То, которое она носила с 1929 до 1961 г.
Ведь стоит же в центре Улан-Батора памятник Чингисхану, а в Ташкенте – Тимуру? Такие же кровопийцы! Если уж говорить об исторической правде, то вот такая картина получилась…..
Утвержденный правительством список вряд ли изменит сознание людей и их отношение к проблеме героев. Когда появляется потребность в культе героев в государстве? У нас это было в годы ВОВ, когда вся советская историография занялась этим по указке сверху. В том числе Айни написал повести о Муканне и Темур Малике. Тогда это было нужно для поднятия патриотизма на государственном уровне. На это работала налаженная агитационно-пропагандистская машина, было надежное политическое руководство, миллионные тиражи и квалифицированные кадры. У нас нет ничего из перечисленного.
Нужно ли нам это сейчас? Сомневаюсь. У нас нет ни одной ежедневной газеты, ни кинопроизводства, ни нормального ТВ, ни денег, ни – самое главное – мотивации для того, чтобы «героизировать» весь указанный список. По-моему, тут речь идет о вялой попытке повторить советский опыт манипулирования историей, тщетном усилии возрождения прежней системы тотального огосударствления и наивном стремлении увести народ в сторону от реальных общественно-политических проблем, которые нарастают как снежный ком и требуют своего неотложного решения.