На юбилейные объекты из бюджета республики потратят 4 млрд. сомони. Половина годового бюджета беднейшей страны региона. Есть ли смысл в подобных тратах?
Таджикистан готовится к юбилею независимости. Помимо организации традиционных праздничных шествий и «массовых гуляний» по этому поводу в стране планируется сдать более 1300 юбилейных объектов, стоимость которых, по данным Агентства по строительству и архитектуре РТ, составляет 4 млрд. сомони. Директор Агентства Абдували Комилов, который озвучил эти цифры на пресс-конференции еще в апреле, не уточнил, какая именно сумма будет привлечена из бюджета, однако он сказал, что крупные объекты, такие как национальные библиотека, музей и театр, строятся именно за счет бюджетных средств. Объекты дорогие и масштабные. Одна только библиотека обошлась бюджету в 40 млн. долларов. Помимо национальных объектов, в центре столицы строится патриотический комплекс, состоящий из рекордно высокого флагштока и Герба республики.
Оценить масштабы трат в целом можно, сравнив стоимость «юбилейных объектов» с госбюджетом республики на 2011 год, который составил около $2 млрд. (~8,3 млрд. сомони). Справедливости ради отметим, что Сангтудинская ГЭС-2 считается одним из таких объектов. Других крупных промышленных сооружений в данном списке мы не обнаружили.
Возникает вопрос: а не слишком ли роскошно планирует встретить свое 20-летие беднейшая республика в регионе, имеющая около $2 млрд. внешнего долга и пребывающая в перманентном экономическом кризисе по меньшей мере более 10 лет? А может, строительство новых и красивых зданий, прежде всего, предназначено для народа, подъема патриотизма и национального самосознания?
Национальная идентичность стоит того!
По мнению Абдулвохида Шамолова, директора Института философии, политологии и права Академии наук Таджикистана, 20-летие независимости государства стоит того, чтобы планировать большие расходы на строительство подобных объектов.
– Главное, чтобы траты были целенаправленными и расходовались строго по назначению, – подчеркнул он. – Это государственный заказ, который не делается за один год. Эти траты планировались задолго до нынешнего года. Возможно, решение о строительстве было принято еще пять лет назад или даже больше. Я думаю, и определенная сумма из бюджета была заложена именно тогда.
Отметим, что начало строительства крупных (непромышленных, так как строительство Сангтудинской ГЭС началось еще в 2005 году и изначально не было приурочено к юбилею) объектов юбилейного значения можно условно обозначить 2007 годом, когда официально началось возведение Национальной библиотеки.
Кризис кризисом, считает эксперт, но столица национального государства нуждается в подобных объектах.
– Душанбе раньше критиковали за то, что со времен распада Советского Союза здесь очень мало строилось. Но сейчас мы видим, что строительство ведется очень хорошими темпами, и должны это приветствовать, – считает Шамолов.
Он также отметил, что во многих республиках бывшего Союза наблюдается аналогичный процесс.
– Юбилейная строительная лихорадка охватила многих наших соседей – в Баку, в Ташкенте, в Астане, – говорит Шамолов.
В целом с этим мнением также согласен независимый политолог Рашид Гани Абдулло:
– По старой советской привычке к круглой дате – к 20-летию независимости – необходимо что-то строить. Кризис уйдет, а объекты останутся.
По его мнению, вопрос о необходимости строительства данных объектов как таковых на сегодня уже устарел.
– Объекты уже начали строить, и эту работу необходимо завершить, так как если сейчас останавливать строительство, выйдет себе дороже, – подчеркнул политолог.
По его мнению, сегодня более актуален вопрос о рациональном использовании данных объектов.
– Вообще, такую возможность как юбилейное строительство необходимо использовать местным властям, – говорит он. – Они могли бы в ходе подготовки к 20-й годовщине улучшить инфраструктуру, как это происходит, например, в Душанбе, где идет интенсивный ремонт дорог. Руководители на уровне других городов и районов могли бы действовать так же. Кроме того, сейчас общественность должны волновать другие вопросы. О том, чтобы данные объекты были построены как можно качественнее. И здесь не надо торопиться построить именно в срок. Было бы неправильно исправлять недостатки уже задним числом.
Расточительство может вызвать обратный эффект
Независимый эксперт Парвиз Муллоджанов говорит, что дилемма – строить или не строить во время кризиса, и что строить – сегодня стоит перед большинством стран, как экономически развитых, так и развивающихся. И в большинстве случаев она разрешается в пользу строительства.
– Для Таджикистана подобные праздники особенно важны, так как мы прошли гражданскую войну и нестабильность и вопросы единства и национального сплочения до сих пор остаются важными, – сказал эксперт. – Другое дело, должна быть соблюдена мера – чрезмерное расточительство во время общего застоя или упадка может вызвать больше негативных эмоций и вопросов и вызовет обратный эффект.
Он также считает, что участие в празднествах и шествиях должно быть добровольным, особенно для молодых людей и подростков, так как молодежь не приемлет принуждения. – Ситуация, когда школьников вынуждают месяцами и неделями участвовать в шествиях и маршировках при жаре, неприемлема даже по медицинским показателям, – подчеркнул Муллоджанов. – В нашем же традиционном обществе с преимущественно верующим мусульманским населением девушки-подростки и студентки должны вообще быть освобождены от маршировок во избежание того же обратного эффекта.
По мнению эксперта, в этой ситуации самыми лучшими праздничными объектами могли бы стать сданные в эксплуатацию промышленные предприятия, больницы и школы. И в данном случае строительство новой Национальной библиотеки, по мнению эксперта, можно понять, так как она строится на десятилетия.
– В то же время многие другие объекты, построенные к праздникам, вызывают зачастую недоумение у населения из-за своей явно высокой стоимости и далеко неявного соответствия прямым нуждам простых людей, – говорит он. – Для общественного мнения куда более высокое значение могло бы иметь построение к следующему крупному юбилею хотя бы четырех-пяти самых современных областных медицинских центров или столь же современных школ и гимназий. В этом смысле и для наших зарубежных инвесторов такой подход к делу был бы более понятен и рационален, что, в конечном счете, и повысило бы инвестиционную привлекательность нашей страны в мире.
«Малобюджетный Ашхабад»
А вот другой независимый эксперт, известный таджикский историк Камолуддин Абдуллаев, считает, что центр Душанбе теряет свою главную привлекательность. Он перестает оставаться местом для людей.
– Раньше в лучшей части города – от базара «Баракат», бывшего парка, военной части и до стадиона «Динамо» – было все для радости и развлечения людей, – вспоминает он. – Люди играли в городки, футбол, теннис, шахматы, шашки, катались на качелях. Работали кафе, шашлычные, бильярд. Люди в прямом смысле пели и танцевали в этом парке. Была целая индустрия развлечений. Давали густую тень уникальные деревья, которые специально привезли из Ташкента. На площади стоял средних размеров памятник Ленину, который никому не мешал, и можно было запросто взобраться на трибуну. То есть место было населено живыми людьми.
Сейчас эта часть превратилась в огромный пустырь.
– Отгороженная тяжелой цепью от людей, она смотрится враждебно и отчужденно, как сама власть, – отметил он. – Можно переступить через цепь, но – глядя на милиционера – не хочется. Так называемый Дворец Нации недоступен для жителей столицы; милиция не позволяет даже приближаться к нему. Красота и неповторимость центра утрачены насовсем. На очереди проспект Рудаки, который начинает напоминать темный переулок. Нарушены законы градостроительства, главный из которых – делать жизнь жителей удобной и счастливой. Центр Душанбе начинает походить на малобюджетный Ашхабад. Именно это приходит на ум, я уверен, западным гостям столицы. Причем, несмотря на мишуру и позолоту, нищета так и бросается в глаза. Много пустующих частей, недостроенных объектов, например как аквапарк или «вечный вита». Мало кто заходит за памятник Сомони, который я считаю также неудачным именно потому, что он не стал обитаемым местом и не согрет человеческим присутствием. Теперь выясняется, что нет книг для новой библиотеки.
По его мнению, библиотеку можно и даже нужно было построить, если бы старая не выдерживала наплыва читателей. Но это не так. Залы Библиотеки Фирдоуси пусты.
– По официальным данным, ее посещают в среднем 500 человек в день. Если даже верить этой цифре, это просто минимум, так как средняя публичная библиотека районного масштаба в США принимает 1-2 тысячи читателей в день.
– Здание Библиотеки Фирдоуси, кстати, тоже уникально, хотя ее нынешнее состояние просто удручающее. Оно просто запущено и гниет. Я считаю, нам нужны небольшие общественные доступные библиотеки на местах, а не пошлый VIP-монстр в центре города. На его содержание потребуется неподъемная сумма денег, – отмечает он.
Историк напоминает, что таджики во времена ненавистных Тимуридов, Шейбанидов и Мангытов были самыми заядлыми книгочеями и библиофилами.
– А в независимом Таджикистане нет ни одного современного книжного магазина! – отмечает он. – Лично я бы хотел видеть большой книжный магазин в центре города, с профессиональным и приветливым персоналом, мягкими диванами, чайханой, бесплатным Интернетом и, конечно, книгами, журналами. Там могли бы устраиваться встречи писателей и ученых с читателями. Ну и, конечно, нужны современные развлекательные центры с кондиционированным воздухом, красочными магазинами, недорогими ресторанами, чтобы туда могли отправиться гулять родители с приодетыми детьми. Это вполне возможно и не требует больших затрат. Возможно, если думать о людях, а не о собственном тщеславии.
Вместо эпилога
Эксперты по-разному оценивают значение и смысл строительства крупных юбилейных объектов в столице. Однако главными «оценщиками» изменившегося города будут обычные люди. Беглый опрос показал, что мнения их также диаметрально противоположны. Кому-то нравится новый административно-культурный ансамбль, кто-то тоскует по старому тенистому городу. Но цена, которую нам всем придется заплатить за это, шокировала буквально каждого.
– Да зачем нам такая дорогая библиотека? Лучше бы два завода построили на эти деньги, – сказал один из жителей Душанбе.
Как говорят многие это “пир во время чумы”