Предлагаемый вашему вниманию объект, известный в Таджикистане как «украинская рубашка», в самой Украине и в Беларуси называется «вышиванкой». Хотя вышитые народные рубашки в Советских республиках носили с первых дней Советской власти, пик популярности сорочек с длинными рукавами из шелка, льна или штапеля с вышивкой с геометрическими узорами вдоль воротника, на груди и по краям рукавов, приходится на период с середины 1950-х до середины 1960-х гг. Это время совпадает спребыванием на посту первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва. Советская правящая верхушка всегда придавала большое значение костюмам. Не был исключением и Хрущев, который любил носить просторные костюмы из легких тканей поверх вышитой на украинский манер сорочки, без галстука. Он часто появлялся в таком виде на публике, и все руководители, в том числе в мусульманских республиках, имели в своем гардеробе такие рубахи. Дошло до того, что в указанный период, вышиванки стали частью делового гардероба представителей партийно-государственного аппарата. Вслед за руководством и широкая публика, включая детей, одевалась по новой моде.
Народ часто носит то, что поощряется идеологией и подсказывается политикой. Однако нельзя сказать, что «украинские рубашки» были чужды вкусам таджиков. Искусство вышивки у таджиков своими корнями уходит в доисламский период. Истории известны расшитые кушанские и согдийские шелковые рубахи начала нашей эры. Вышитыми узорами покрывались многие предметы женской одежды, включая паранджу. Нельзя не упомянуть также популярные у таджиков вышитые вручную легкие ковры-сюзане. У таджиков они являются непременной частью декора жилищ и семейными оберегами. В нашей семье, например, хранится уникальное сюзане, вышитое бабушкой в начале XX века к свадьбе моей матери. Между вышиванками и таджикской вышивкой можно найти немало схожего. Например, геометрические узоры крестиком красными нитками на белой ткани – любимый орнамент вышивальщиц Дарваза и Бадахшана.
Кроме привлекательного внешнего вида, налицо и практическая ценность и удобство в носке украинских рубах. Они хорошо сочетались с просторными светлыми брюками и легкими матерчатыми туфлями. Такая одежда идеально подходила для жаркого климата Средней Азии и отдаленно напоминала традиционную одежду таджиков. Наконец, новый стиль одежды с вышивками, пришедший на смену мрачным полувоенным френчам с галифе и сапогами, отражал дух эпохи, известной как «оттепель», с присущей ей либерализацией политической и общественной жизни, большей свободой творческой деятельности и большей свободой слова. Он воспринимался обществом как глоток свежего воздуха.
После Хрущева, с началом брежневской эпохи в 1964 г., популярность украинских рубашек угасла как в Таджикистане, так и по всему Союзу. Однако интерес к вышиванкам возродился на рубеже XX-XXI вв.В самой Украине и Беларуси примерно с середины 2000-х гг. произошел их «ребрендинг». Они стали национальным символом Украины. Удивительно, что нечто подобное произошло и в Таджикистане, где вышивка гладью «чакан» на женских платьях стала национальным символом. Если в советское время просторные туникообразные платья-чакан были особенно популярны в области Куляб, являющейся родиной Президента Таджикистана Эмомали Рахмона, то сегодня платья-чакан из локальных одеяний южанок превратились в официальную парадную одежду всех таджичек.
Экспонируемая рубашка принадлежит автору настоящего текста. Я носил её, когда мне было 9-12 лет, по торжественным случаям и по праздникам, включая религиозные иди курбон и иди рамазон. Рубашка была вышита моей матерью Фотимахон Манноновой (1921-1986) в г. Хорог на рубеже 1950-1960-х гг. В то время мой отец, Н. П. Абдуллаев (1917-1982), работал первым секретарем обкома партии Горно-Бадахшанской Автономной области (ГБАО) Таджикистана. Как депутат Верховного Совета СССР он дважды в год выезжал в Москву, где встречался с руководителями партии и правительства, включая Хрущева. Неудивительно, что отец также носил рубахи с вышивкой. Оттуда же, из Москвы, он привозил на Памир дефицитные нитки мулине различных цветов и аксессуары для вышивания. В семье было шестеро детей, и мать не только сама шила всем детям одежду на швейной машинке, но и занималась вышивкой по вечерам. Эскизы узоров она подсматривала в специальных журналах, а также брала у своей подруги, украинки тети Лены, супруги второго секретаря обкома партии ГБАО Г. П. Клименко (дяди Жоры), уроженца г. Краматорск Украинской ССР. У тети Лены мама училась различным техникам вышивания, в том числе на пяльцах. Это было новинкой для большинства таджичек, привыкших вышивать гладью. Овладев новыми навыками, мама украшала вышивками не только рубашки, но и скатерти, салфетки, полотенца. Необходимо отметить, что одежда и текстиль с вышивкой на европейский манер требовали терпеливого обучения и дополнительных расходов, поэтому они получили распространение только в тех слоях общества, которые могли себе этого позволить. Чаще в украинских рубашках щеголяла таджикская детвора из семей горожан и элиты того времени.
Когда я вырос из этой рубашки, мама убрала её в сундук. Наряду с другими вышивками, сделанными женщинами старших поколений – сюзане, платками, ковриками для моления (джой-и-намоз) и тюбетейками – украинская рубашка является для нас бесценной реликвией, позволяющей составить представление об ушедшей в прошлое эпохе и о важных событиях семейной истории.
Камолудин Абдуллаев, к. и. н. Душанбе, Таджикистан